ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
51
из лекций профессора Омского государственного педагогическо-
го университета М.Ф. Лучановой. Работая ряд лет с творческими
группами, добившись некоторых положительных результатов, я
сделала выводы о том, что развивающие технологии весьма эффек-
тивны.
Творческие группы могут быть временными и постоянны-
ми, иметь одну направленность и разные. Как правило, работа
ведется в одном
классе на протяжении нескольких лет. В начале
работы это среднее звено: 5–8 классы. Создаются временные
группы в соответствии с замыслом урока, которые существуют,
пока этого требуют интересы дела, потом распадаются, меняется
их состав, направленность, количество участников и т. д. Но, как
правило, к концу 8 класса ученики уже определяют, в основном,
направленность
своих интересов, симпатии и антипатии, имеют
представление о системе работы и подготовке друг друга. Фор-
мируются уже постоянные группы, причем почти без вмешатель-
ства учителя (это вмешательство ограничивается советами, вы-
полнение которых отнюдь не обязательно). Группы не всегда бы-
вают однородны по составу, количеству участников и уровню
подготовки, но всегда достаточно
работоспособны, так как благо-
даря самостоятельности выбора в группу входят совместимые
психологически характеры, между которыми если и возникают
споры и трения, то быстро разрешаются. Возможен и переход из
одной группы в другую. Так, к 10–11 классам складываются по-
стоянные творческие группы со своими особенностями: одни ин-
тересуются историей литературы, другие – больше
художествен-
ным стилем текста, третьи – миром писателя, его чувствами, чет-
вертые словесные образы выражают посредством рисунка, графи-
ки и т. д. Зачем же им мешать рассматривать творчество писателя,
художественное произведение, исходя из их интересов? Ведь не
такое уж большое значение в конечном итоге имеет отправная
точка, с которой начинается работа, разговор
на уроке литерату-
ры. Поощряя самостоятельность подхода, мы можем добиться
многого.
Формы уроков с творческими группами могут быть самыми
разными, как и методы. Это и проблемные уроки, т. е. когда про-
блема обсуждается и решается в группах, а потом идет обмен
52
мнениями, часто в процессе него проблема расширяется, делают-
ся выводы, не всегда однозначные, но ученики аргументируют
свои суждения, отстаивают собственную точку зрения. Такие уро-
ки можно планировать как диспуты, конференции, беседы. Это и
исследования, когда большое внимание уделить надо тексту, сло-
ву, изобразительным средствам и художественным особенностям
произведения. Педагогическая технология мастерских
дает хоро-
ший инструментарий для работы с вышеописанной концепцией.
В технологии мастерских главное не обобщить и освоить
информацию, а овладеть способами работы, поиска, что является
очень непростой задачей для учителя. Это становится возможным
при проектировании учебных ситуаций с использованием сле-
дующих правил:
1. Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку,
а
не навязываться.
2. Отказ от методов принуждения и форм подавления дос-
тоинства учеников.
3. На мастерской предоставляется возможность каждому
продвигаться к истине своим путем.
4. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само зна-
ние.
5. В отличие от традиционного урока, знания на мастерских
не даются, а выстраиваются.
6. Ученик имеет право на ошибку;
она считается закономер-
ной ступенью познания; точные знания следуют за ошибками.
7. Творческая деятельность – в идеале безоценочная дея-
тельность. (В условиях нашей гимназии для закрепления ситуа-
ции успеха можно допускать положительные оценки промежу-
точной работы и оценки результатов творческой работы: сочине-
ний, изложений, докладов и т. п., а также зачетов.)
8. Мастер
для ученика, а не ученик для мастера.
9. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
10. Мастер – садовник, выращивающий растение-ребенка,
создающий условия для реализации заложенных в нем природных
задатков.
Мастерская как локальная технология охватывает большую
часть учебной дисциплины «литература». Она состоит из ряда
заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но
из лекций профессора Омского государственного педагогическо- мнениями, часто в процессе него проблема расширяется, делают- го университета М.Ф. Лучановой. Работая ряд лет с творческими ся выводы, не всегда однозначные, но ученики аргументируют группами, добившись некоторых положительных результатов, я свои суждения, отстаивают собственную точку зрения. Такие уро- сделала выводы о том, что развивающие технологии весьма эффек- ки можно планировать как диспуты, конференции, беседы. Это и тивны. исследования, когда большое внимание уделить надо тексту, сло- Творческие группы могут быть временными и постоянны- ву, изобразительным средствам и художественным особенностям ми, иметь одну направленность и разные. Как правило, работа произведения. Педагогическая технология мастерских дает хоро- ведется в одном классе на протяжении нескольких лет. В начале ший инструментарий для работы с вышеописанной концепцией. работы это среднее звено: 5–8 классы. Создаются временные В технологии мастерских главное не обобщить и освоить группы в соответствии с замыслом урока, которые существуют, информацию, а овладеть способами работы, поиска, что является пока этого требуют интересы дела, потом распадаются, меняется очень непростой задачей для учителя. Это становится возможным их состав, направленность, количество участников и т. д. Но, как при проектировании учебных ситуаций с использованием сле- правило, к концу 8 класса ученики уже определяют, в основном, дующих правил: направленность своих интересов, симпатии и антипатии, имеют 1. Культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, представление о системе работы и подготовке друг друга. Фор- а не навязываться. мируются уже постоянные группы, причем почти без вмешатель- 2. Отказ от методов принуждения и форм подавления дос- ства учителя (это вмешательство ограничивается советами, вы- тоинства учеников. полнение которых отнюдь не обязательно). Группы не всегда бы- 3. На мастерской предоставляется возможность каждому вают однородны по составу, количеству участников и уровню продвигаться к истине своим путем. подготовки, но всегда достаточно работоспособны, так как благо- 4. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само зна- даря самостоятельности выбора в группу входят совместимые ние. психологически характеры, между которыми если и возникают 5. В отличие от традиционного урока, знания на мастерских споры и трения, то быстро разрешаются. Возможен и переход из не даются, а выстраиваются. одной группы в другую. Так, к 10–11 классам складываются по- 6. Ученик имеет право на ошибку; она считается закономер- стоянные творческие группы со своими особенностями: одни ин- ной ступенью познания; точные знания следуют за ошибками. тересуются историей литературы, другие – больше художествен- 7. Творческая деятельность – в идеале безоценочная дея- ным стилем текста, третьи – миром писателя, его чувствами, чет- тельность. (В условиях нашей гимназии для закрепления ситуа- вертые словесные образы выражают посредством рисунка, графи- ции успеха можно допускать положительные оценки промежу- ки и т. д. Зачем же им мешать рассматривать творчество писателя, точной работы и оценки результатов творческой работы: сочине- художественное произведение, исходя из их интересов? Ведь не ний, изложений, докладов и т. п., а также зачетов.) такое уж большое значение в конечном итоге имеет отправная 8. Мастер для ученика, а не ученик для мастера. точка, с которой начинается работа, разговор на уроке литерату- 9. Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. ры. Поощряя самостоятельность подхода, мы можем добиться 10. Мастер – садовник, выращивающий растение-ребенка, многого. создающий условия для реализации заложенных в нем природных Формы уроков с творческими группами могут быть самыми задатков. разными, как и методы. Это и проблемные уроки, т. е. когда про- Мастерская как локальная технология охватывает большую блема обсуждается и решается в группах, а потом идет обмен часть учебной дисциплины «литература». Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но 51 52
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 24
- 25
- 26
- 27
- 28
- …
- следующая ›
- последняя »