Дидактические методы, активизирующие процесс обучения. Дубенский Ю.П - 29 стр.

UptoLike

57
предложен вопрос: «Как в одном человеке может уживаться же-
сткий прагматик и проникновенный лирик
САМОКОНСТРУКЦИЯэто индивидуальное создание
текста, ответа, проекта.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. Важнейшим элементом техноло-
гии мастерских является групповая работа. Мастер может коррек-
тировать состав групп, регулируя равновесие психологических
качеств детей (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоцио-
нальность, лидерство и др
.). Мастер разбивает задание на ряд ча-
стных задач. Группам предстоит придумать способ их решения.
Причем ребята свободны в выборе метода, темпа поиска. Каждо-
му предоставляется независимость в выборе пути поиска реше-
ния, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение,
создание результата группой и есть социоконструкция.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Всякое выступление
ребенка в группе
представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окру-
жающими его индивидуальных качеств, иными словами социаль-
ную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом, важно настоять, чтобы
были задействованы все (собственно выступление, оформление,
демонстрациякаждый делает то, что больше нравится, лучше
получается). Выступать за группу ответственно и почетно. Каж-
дому хочется
, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает
всех. Работа в малых группах, в отличие от фронтальной работы с
классом, позволяет использовать уникальные возможности ребят,
дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере по-
зволяет учесть и включить в работу различные способы познания
у каждого из ребят.
РАЗРЫВ. Ближе всего отражают
смысл этого слова озаре-
ние, инсайт, понимание. Понимание себя, других, науки. Разрыв
это внутреннее осознание участниками мастерской неполноты
старого знания или его несоответствие новому, внутренний эмо-
циональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему,
поиску ответа, сверке нового знания с литературным источником.
Это, конечно, вершина, к ней мы в своей работе стремимся
и, ко-
гда получается, испытываем от работы удовлетворение, радость.
58
ТВОРЧЕСТВО. Ученикам открывается творческий «опыт
дерзновения», а не «опыт послушания». В какой мере мастер тре-
бует послушания? В какой мере предоставляется возможность
дерзновения? Каковы эти пропорции? Принять задания мастера
акт послушания ученика. Но в выполнении заданиясвобода
творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и од-
на версия не исчерпывает всего
задания (см. приложение в конце
статьи). Мастер не получает запланированных им дома ответов, а
иногда результат выполнения задания учениками приводит к раз-
рыву цепей, сковывающих самого мастера, тогда возможны и от-
ступления от заранее составленного плана работы на уроке, воз-
никновение не предвиденных учителем-мастером проблем. Так,
после системы уроков
в 11 классе по изучению творчества поэтов
Серебряного века возникло желание поглубже окунуться в круг
эстетических веяний той эпохи, узнать о живописи, музыке и т. д.
Родилась идея подготовки и проведения литературного вечера.
Какова же позиция ведущего мастера-учителя?
Позиция ведущего учителя-мастераэто прежде всего по-
зиция консультанта и советника,
помогающего организовать учеб-
ную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении спосо-
бов. С ним можно обсудить причины неудач, составить програм-
му действия.
Проводя мастерскую, учитель-мастер никогда не стремится
просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль,
чувства ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что
скрыто даже для него
самого, понять и услышать то, что ему ме-
шает учиться. Работа учителя направлена на то, чтобы подклю-
чить воображение ребенка, дать возможность выговориться, рас-
крепоститься, «выплеснуться эмоционально», создать такую ат-
мосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демо-
кратично, даже незаметно руководит работой.
Возможность на мастерских добраться до
самого тайного в
человеке, даже до того, что он сам в себе не замечал и не желал
бы показывать, заключает в себе и опасность, поэтому учитель-
мастер должен быть еще и осторожен.
предложен вопрос: «Как в одном человеке может уживаться же-              ТВОРЧЕСТВО. Ученикам открывается творческий «опыт
сткий прагматик и проникновенный лирик?»                           дерзновения», а не «опыт послушания». В какой мере мастер тре-
      САМОКОНСТРУКЦИЯ – это индивидуальное создание                бует послушания? В какой мере предоставляется возможность
текста, ответа, проекта.                                           дерзновения? Каковы эти пропорции? Принять задания мастера –
      СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. Важнейшим элементом техноло-               акт послушания ученика. Но в выполнении задания – свобода
гии мастерских является групповая работа. Мастер может коррек-     творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и од-
тировать состав групп, регулируя равновесие психологических        на версия не исчерпывает всего задания (см. приложение в конце
качеств детей (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоцио-     статьи). Мастер не получает запланированных им дома ответов, а
нальность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд ча-   иногда результат выполнения задания учениками приводит к раз-
стных задач. Группам предстоит придумать способ их решения.        рыву цепей, сковывающих самого мастера, тогда возможны и от-
Причем ребята свободны в выборе метода, темпа поиска. Каждо-       ступления от заранее составленного плана работы на уроке, воз-
му предоставляется независимость в выборе пути поиска реше-        никновение не предвиденных учителем-мастером проблем. Так,
ния, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение,     после системы уроков в 11 классе по изучению творчества поэтов
создание результата группой и есть социоконструкция.               Серебряного века возникло желание поглубже окунуться в круг
      СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Всякое выступление ребенка в группе            эстетических веяний той эпохи, узнать о живописи, музыке и т. д.
представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окру-        Родилась идея подготовки и проведения литературного вечера.
жающими его индивидуальных качеств, иными словами социаль-
ную пробу, социализацию.                                                  Какова же позиция ведущего мастера-учителя?
      Когда группа выступает с отчетом, важно настоять, чтобы
                                                                         Позиция ведущего учителя-мастера – это прежде всего по-
были задействованы все (собственно выступление, оформление,
                                                                   зиция консультанта и советника, помогающего организовать учеб-
демонстрация – каждый делает то, что больше нравится, лучше
                                                                   ную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении спосо-
получается). Выступать за группу ответственно и почетно. Каж-
                                                                   бов. С ним можно обсудить причины неудач, составить програм-
дому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает
                                                                   му действия.
всех. Работа в малых группах, в отличие от фронтальной работы с
                                                                         Проводя мастерскую, учитель-мастер никогда не стремится
классом, позволяет использовать уникальные возможности ребят,
                                                                   просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль,
дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере по-
                                                                   чувства ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что
зволяет учесть и включить в работу различные способы познания
                                                                   скрыто даже для него самого, понять и услышать то, что ему ме-
у каждого из ребят.
                                                                   шает учиться. Работа учителя направлена на то, чтобы подклю-
      РАЗРЫВ. Ближе всего отражают смысл этого слова озаре-
                                                                   чить воображение ребенка, дать возможность выговориться, рас-
ние, инсайт, понимание. Понимание себя, других, науки. Разрыв –
                                                                   крепоститься, «выплеснуться эмоционально», создать такую ат-
это внутреннее осознание участниками мастерской неполноты
                                                                   мосферу, чтобы он проявил себя как творец. Мастер мягко, демо-
старого знания или его несоответствие новому, внутренний эмо-
                                                                   кратично, даже незаметно руководит работой.
циональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему,
                                                                         Возможность на мастерских добраться до самого тайного в
поиску ответа, сверке нового знания с литературным источником.
                                                                   человеке, даже до того, что он сам в себе не замечал и не желал
Это, конечно, вершина, к ней мы в своей работе стремимся и, ко-
                                                                   бы показывать, заключает в себе и опасность, поэтому учитель-
гда получается, испытываем от работы удовлетворение, радость.
                                                                   мастер должен быть еще и осторожен.


                              57                                                                 58