Религиоведение. Глебов Г.И. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

Обычно в церкви совершаются вечернее и утреннее богослужения. В воскресенье и
праздничные дни проводятся дополнительные службы по определенному порядку, центральной
из которых является литургия , связанная с осуществлением таинства евхаристии.
Богослужение в православной церкви не символический ритуал, а действо, наполненное
глубоким мистическим смыслом. "Жизнь Церкви в богослужении являет собой таинственно
совершающееся боговоплощение: Господь продолжает жить в Церкви в том образе Своего
земного явления, которое, совершившись однажды, продолжает существовать во все времена, и
Церкви дано оживлять священные воспоминания, входить в их силу так, что мы становимся их
новыми свидетелями и участниками". (С.Булгаков, см. также тексты ч.V).
Широко распространенными формами православного культа являются возжигание свечей
и лампад, поклонение святым местам, мощам, кресту (распятию), соблюдение постов,
занимающих в русском православии около 200 дней в году, совершение треб, т,е. заказных
служб, чаще всего "за здравие" и "за упокой".
Подлинно народный характер принял на Руси культ икон. Православие видит в иконе не
условное изображение, как это фактически утвердилось в католичестве, но предметное
раскрытие сверхчувственного, мистическим образом гарантирующее подлинную связь с
божеством. Идея присутствия божества там, где "образ его", была близка древнеславянскому
пониманию божественной сути, что воплощалось в поклонении языческим изваяниям. Поэтому
икона, как вещественный носитель святости, была легко принята в восточно-славянской
христианизированной среде. Иконы были в каждом доме. Будучи проявлением божественного
начала, они были призваны спасти, уберечь, охранить их владельцев от бед и напастей. К иконе
относились как к живому существу: верующие были убеждены, что икона видит и слышит,
способна передвигаться по земле и воде и т.п. Все это не мешало иконе быть одним из
важнейших эффективных средств формирования у верующих последовательно христианского
миропонимания: икона наглядно разъясняла догматы вероучения, требования христианской
морали, давала образцы христианского поведения, православного образа жизни. "Умозрением в
красках" назвал икону русский философ Е.Н.Трубецкой.
В системе православных праздников особо выделяется Пасха, которая считается
"праздником праздников", "торжеством торжеств". За Пасхой идут т.н. "двунадесятые"
праздники, восемь из которых установлены в честь Иисуса Христа и четыре - в честь
Богородицы. К следующим по значению относятся пять "великих" праздников: Обрезание
Господне, Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), Святых Петра и Павла, Усекновение главы
Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы. Остальные дни года посвящены памяти
определенных святых или каким-либо знаменательным событиям в жизни церкви. Некоторые из
них у верующих весьма авторитетны, отмечаются достаточно широко, в то время как часть
праздников, занимающих почетное место в официальном церковном календаре, особым
      Обычно в церкви совершаются вечернее и утреннее богослужения. В воскресенье и
праздничные дни проводятся дополнительные службы по определенному порядку, центральной
из которых является литургия , связанная с осуществлением таинства евхаристии.
      Богослужение в православной церкви не символический ритуал, а действо, наполненное
глубоким мистическим смыслом. "Жизнь Церкви в богослужении являет собой таинственно
совершающееся боговоплощение: Господь продолжает жить в Церкви в том образе Своего
земного явления, которое, совершившись однажды, продолжает существовать во все времена, и
Церкви дано оживлять священные воспоминания, входить в их силу так, что мы становимся их
новыми свидетелями и участниками". (С.Булгаков, см. также тексты ч.V).
      Широко распространенными формами православного культа являются возжигание свечей
и лампад, поклонение святым местам, мощам, кресту (распятию), соблюдение постов,
занимающих в русском православии около 200 дней в году, совершение треб, т,е. заказных
служб, чаще всего "за здравие" и "за упокой".
      Подлинно народный характер принял на Руси культ икон. Православие видит в иконе не
условное изображение, как это фактически утвердилось в католичестве, но предметное
раскрытие сверхчувственного, мистическим образом гарантирующее подлинную связь с
божеством. Идея присутствия божества там, где "образ его", была близка древнеславянскому
пониманию божественной сути, что воплощалось в поклонении языческим изваяниям. Поэтому
икона, как вещественный носитель святости, была легко принята в восточно-славянской
христианизированной среде. Иконы были в каждом доме. Будучи проявлением божественного
начала, они были призваны спасти, уберечь, охранить их владельцев от бед и напастей. К иконе
относились как к живому существу: верующие были убеждены, что икона видит и слышит,
способна передвигаться по земле и воде и т.п. Все это не мешало иконе быть одним из
важнейших эффективных средств формирования у верующих последовательно христианского
миропонимания: икона наглядно разъясняла догматы вероучения, требования христианской
морали, давала образцы христианского поведения, православного образа жизни. "Умозрением в
красках" назвал икону русский философ Е.Н.Трубецкой.
      В системе православных праздников особо выделяется Пасха, которая считается
"праздником праздников", "торжеством торжеств". За Пасхой идут т.н. "двунадесятые"
праздники, восемь из которых установлены в честь Иисуса Христа и четыре - в честь
Богородицы. К следующим по значению относятся пять "великих" праздников: Обрезание
Господне, Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), Святых Петра и Павла, Усекновение главы
Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы. Остальные дни года посвящены памяти
определенных святых или каким-либо знаменательным событиям в жизни церкви. Некоторые из
них у верующих весьма авторитетны, отмечаются достаточно широко, в то время как часть
праздников, занимающих почетное место в официальном церковном календаре, особым