ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
лишь несколько примеров того, как люди обычно описывают ощущение расслабленности. Отметьте в
уме лишь несколько определений, которые наилучшим образом описывают ваше личное ощущение
расслабленности.
Теперь проработайте основные ощущения, которые соответствуют вашему состоянию расслаблен-
ности, и постарайтесь развить четкие образы, ассоциирующиеся с ними. Если, например, расслаблен-
ность ощущается очень тяжелой, прохладной и темной, вы можете усилить эти чувства, вообразив себя
лежащим посередине большой кровати, утопающим в матраце, который полностью поглощает и под-
держивает вас. Вы можете представить, что смотрите из недр постели в прекрасную звездную ночь, а
приятный прохладный ветерок мягко шелестит листьями за вашим распахнутым окном. Если вы обна-
ружите, что ощущение расслабленности больше соответствует легкому, теплому и светлому полюсу
континуума, то можете представить себя лежащим на пляже в ясный солнечный день. Ощущение тепла
и тяжести можно усилить, представив себя погруженным в мягкий теплый песок; слушающим волны,
которые накатываются на берег, и пение далеких птиц. Почувствуйте нежный океанский бриз, вдыхая
характерные запахи океана. Вы приобретаете контроль над образами, стараясь сделать их как можно
более приятными. Привяжите образы к ситуациям, которые действуют на вас особенно расслабляюще.
В данном случае работает ваше воображение; образы, которые вы создаете, «не имеют смысла» в
реальном мире. Ваша кровать может стоять в лесу или на пляже. Вы можете убрать комаров, приказать
солнцу не быть слишком жарким, обеспечить себе полную и постоянную безопасность. Здесь нет ника-
ких правил; вы – хозяин этих образов. Ваша единственная цель состоит в том, чтобы создать живые об-
разы, в которых будут задействованы все сенсорные модальности (зрение, слух, обоняние, вкус, осяза-
ние), усиливающие для вас чувство расслабленности. Ваша основная задача – создать четкие образы и
связать их с ощущениями расслабленности так, чтобы вы могли с их помощью вызывать релаксацию в си-
туациях, в которых другие релаксирующие техники могут оказаться неуместными.
Свободная визуализация
К визуализации можно также прибегать с целью сделать более приятной и глубокой саму релакса-
цию. Например, некоторые люди находят в ощущении релаксации чрезвычайную легкость, как будто
они плавают. Сравнительно легко создавать образы, в которых ощущение плавания может быть транс-
формировано в ощущение полета, а это чувство многим людям (включая летчиков) кажется очень при-
ятным, расслабляющим и освежающим. Когда вы выполните упражнение ТПР из 4 занятия, продолжай-
те дышать глубоко и медленно и обратите внимание на ощущение легкости в конечностях и теле. Для
первого полета позвольте себе в положении сидя выплыть из кресла, а затем дайте своему телу плавно
вернуться обратно. Упражняйтесь с этим образом до тех пор, пока не сможете легко «взлетать» и «при-
земляться». Помните, что здесь мы работаем с образами. Если вы хотите летать, то не сможете взять с
собой материал из учебника физики. Вы можете как угодно управлять своим полетом, но вот вам про-
стой совет: поднимите голову, когда вы захотите взлететь, и опустите ее, когда захотите опуститься.
Увеличивайте и уменьшайте скорость при помощи рук (распростертые руки с растопыренными пальца-
ми будут медленно опускать вас вниз, а плотно прижатые к телу – устремлять кверху) и ног. Веселое
занятие – летать с птицами и кататься на облаках. Если вы хотите летать или создать свой личный мир
релаксации, то все, что вам нужно – это выполнить релаксирующие упражнения 4 занятия, а потом об-
ратиться к помощи воображения (и практики), создавая яркие образы для создания собственной расслаб-
ляющей обстановки.
Большинство из нас имеет опыт создания внешних образов. Это касается визуального представле-
ния себя, совершающего какое-либо действие (как будто на экране домашнего кинотеатра). Внешние
образы помогают, когда вы впервые приступаете к освоению нового навыка. Внешние образы могут
помочь исправить ошибки, поскольку позволяют «увидеть» примененный навык и выявить ошибку. За-
тем вы продолжаете фантазировать образами, исправляя недостаток, пока не получите совершенного
мысленного образа. Внутренние образы могут потребовать больших усилий, но это самый важный на-
вык, который необходимо выработать. При внутреннем воображении зрительное представление захва-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- …
- следующая ›
- последняя »