Составители:
Рубрика:
43
открывает в себе глубину неисчерпаемую, находит в себе целый мир;
самосознание есть в то же время сознание своего единства, своего «я»,
своего своеобразия, отдельности.
В деле христианского нравственного воспитания, указывает
Авва Дорофей, главное место занимает формирование такого
личностного качества как сопротивление искушениям, соблазнам и
сознательное свободное стремление следовать с помощью
божьей
путем добра. Молитва и упражнения в добрых поступках стали
традиционными христианскими средствами религиозно-
нравственного воспитания.
Авва Дорофей учит, что зло не самосущностно, не есть
онтологическая реальность, но есть лишь ослабление или отсутствие
добра. Борьба со злом, совершающаяся без Бога, без Его помощи,
внешними средствами, есть лишь увеличение зла. Отсюда главная
и
основная проблема – проблема воспитания добра или направление
ребенка к добру, приобщение к добру как вечному началу. Добро
должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно
возлюбленной темой жизни для ребенка. Добро нельзя «вложить»,
никакие привычки, заученные правила, упражнения не могут
превратить добро в подлинную цель жизни.
Гуманизм, утверждающий ценность человеческой личности
вне
Бога, обречен на отрицание этой самой ценности. «Если нет
абсолютных ценностей в мире, то и личность человеческая не есть
абсолютная ценность: данное индивидуальное лицо для одних есть
нечто положительное, ценное, добро, а с точки зрения других – зло.
Последовательный вывод отсюда есть формула: «Все позволено»
(Н.О. Лосский).
Иоанн Лествичник
говорит об огромной ответственности
учителя. Пастырское дело становится для него и для его подопечных
опасным, если он не готов к выполнению своего наставнического
долга. Наставник, духовно подготовленный нести свое бремя, должен
самоотверженно трудиться, положив свою душу за души тех, кого он
наставляет.
В «Лествице» раскрывается образ наставника, пастыря, учителя,
пасущего «словесное
стадо». Мера пастырского спасения – в его
примере для воспитанников, в назидании их своим образом жизни:
«Насколько овцы сии, преуспевая безостановочно, последуют своему
пастырю, настолько и он должен отдать за них ответ Домовладыке».
Для этого мало знания из книг, особенно, если они не даны нам
свыше: «…земное не может исцелить земных
». Духовную крепость
свою наставник получает неустанными трудами и молитвой от Бога.
Пастырь – это и истинный кормчий духовный, и добрый
воевода, и путеводитель, и врач духовный, и истинный учитель.
43 открывает в себе глубину неисчерпаемую, находит в себе целый мир; самосознание есть в то же время сознание своего единства, своего «я», своего своеобразия, отдельности. В деле христианского нравственного воспитания, указывает Авва Дорофей, главное место занимает формирование такого личностного качества как сопротивление искушениям, соблазнам и сознательное свободное стремление следовать с помощью божьей путем добра. Молитва и упражнения в добрых поступках стали традиционными христианскими средствами религиозно- нравственного воспитания. Авва Дорофей учит, что зло не самосущностно, не есть онтологическая реальность, но есть лишь ослабление или отсутствие добра. Борьба со злом, совершающаяся без Бога, без Его помощи, внешними средствами, есть лишь увеличение зла. Отсюда главная и основная проблема – проблема воспитания добра или направление ребенка к добру, приобщение к добру как вечному началу. Добро должно стать собственной, внутренней дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребенка. Добро нельзя «вложить», никакие привычки, заученные правила, упражнения не могут превратить добро в подлинную цель жизни. Гуманизм, утверждающий ценность человеческой личности вне Бога, обречен на отрицание этой самой ценности. «Если нет абсолютных ценностей в мире, то и личность человеческая не есть абсолютная ценность: данное индивидуальное лицо для одних есть нечто положительное, ценное, добро, а с точки зрения других – зло. Последовательный вывод отсюда есть формула: «Все позволено» (Н.О. Лосский). Иоанн Лествичник говорит об огромной ответственности учителя. Пастырское дело становится для него и для его подопечных опасным, если он не готов к выполнению своего наставнического долга. Наставник, духовно подготовленный нести свое бремя, должен самоотверженно трудиться, положив свою душу за души тех, кого он наставляет. В «Лествице» раскрывается образ наставника, пастыря, учителя, пасущего «словесное стадо». Мера пастырского спасения – в его примере для воспитанников, в назидании их своим образом жизни: «Насколько овцы сии, преуспевая безостановочно, последуют своему пастырю, настолько и он должен отдать за них ответ Домовладыке». Для этого мало знания из книг, особенно, если они не даны нам свыше: «…земное не может исцелить земных». Духовную крепость свою наставник получает неустанными трудами и молитвой от Бога. Пастырь – это и истинный кормчий духовный, и добрый воевода, и путеводитель, и врач духовный, и истинный учитель.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 40
- 41
- 42
- 43
- 44
- …
- следующая ›
- последняя »