Введение в педагогическую деятельность. Мезинов В.Н. - 43 стр.

UptoLike

Составители: 

44
Как кормчий духовный, он должен обрести такую духовную
крепость, что в критическую минуту смог бы избавить от самой
бездны корабль душевный. Духовный кормчий, предвидя бури и
волнения, должен ясно предвещать о них находящихся на корабле,
иначе он станет виновником бедствия.
Подобно доброму воеводе, духовный пастырь должен ясно
знать состояние и
устремление каждого.
Как врач духовный, должен употреблять врачебные орудия для
спасения больных душ.
Один из путей духовного воспитания в святоотеческой литера-
туре в «умном делании». Выразителем этого пути, учителем был Гри-
горий Синаит. «Умное делание» самим названием показывает, что
речь идет не столько о внешнем аскетизме, деятельном подвижниче-
стве, сколько о
внутреннем устроении православного христианина
непрерывном очищении души в совершенном молчании, в безмолвии
и помыслов, и чувств, в преисполнении всего внутреннего человека
богомыслием. В своих творениях Григорий Синаит предостерегает
подвижников от заблуждений, прельщений, учит отличать добро от
злой силы. Его наставления направлены на внутреннее самоусовер-
шенствование, которое возможно через чистоту добродетелей.
Система русского православного образования и воспитания
корнями уходит в византийскую педагогическую традицию, видев-
шую смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в
наставлении его на путь спасения.
Особый интерес для нас представляют нравственно-
просветительские идеи Кирилла Туровского о развитии личности.
Фундаментом такой личности, по его мысли, должна быть грамот-
ность, образование. Им была отмечена социальная ситуация неспра-
ведливостиобразование становилось привилегией только отдельных
сословий. В связи с этим, он подчеркивал, что на пути общественного
переустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям.
В первую очередь Кирилл видел в книгах средство нравственно-
духовного усовершенствования личности, поскольку они, по его мне-
нию
, являются источниками «сердечного разума» (добродетели). Как
человеческое тело не может жить без еды, так и его душа должна по-
стоянно питаться «душеполезными словесами».
В своих произведениях он обращал внимание и на то, что, с од-
ной стороны, недостаток ума приводит к пороку, а с другойего раз-
витие с отрывом
от веры может соблазнить человека к самоволию,
гордыне и иной нравственно-духовной хвори. Разум, опирающийся на
веру, является основой его этико-религиозных идей.
С точки зрения Кирилла Туровского, стремление к свободному
разуму должно иметь всеобщий характер. Каждый индивид обязан
                                44

      Как кормчий духовный, он должен обрести такую духовную
крепость, что в критическую минуту смог бы избавить от самой
бездны корабль душевный. Духовный кормчий, предвидя бури и
волнения, должен ясно предвещать о них находящихся на корабле,
иначе он станет виновником бедствия.
      Подобно доброму воеводе, духовный пастырь должен ясно
знать состояние и устремление каждого.
      Как врач духовный, должен употреблять врачебные орудия для
спасения больных душ.
      Один из путей духовного воспитания в святоотеческой литера-
туре в «умном делании». Выразителем этого пути, учителем был Гри-
горий Синаит. «Умное делание» самим названием показывает, что
речь идет не столько о внешнем аскетизме, деятельном подвижниче-
стве, сколько о внутреннем устроении православного христианина –
непрерывном очищении души в совершенном молчании, в безмолвии
и помыслов, и чувств, в преисполнении всего внутреннего человека
богомыслием. В своих творениях Григорий Синаит предостерегает
подвижников от заблуждений, прельщений, учит отличать добро от
злой силы. Его наставления направлены на внутреннее самоусовер-
шенствование, которое возможно через чистоту добродетелей.
      Система русского православного образования и воспитания
корнями уходит в византийскую педагогическую традицию, видев-
шую смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в
наставлении его на путь спасения.
      Особый интерес для нас представляют нравственно-
просветительские идеи Кирилла Туровского о развитии личности.
Фундаментом такой личности, по его мысли, должна быть грамот-
ность, образование. Им была отмечена социальная ситуация неспра-
ведливости – образование становилось привилегией только отдельных
сословий. В связи с этим, он подчеркивал, что на пути общественного
переустройства знания одинаково нужны всем без исключения людям.
В первую очередь Кирилл видел в книгах средство нравственно-
духовного усовершенствования личности, поскольку они, по его мне-
нию, являются источниками «сердечного разума» (добродетели). Как
человеческое тело не может жить без еды, так и его душа должна по-
стоянно питаться «душеполезными словесами».
      В своих произведениях он обращал внимание и на то, что, с од-
ной стороны, недостаток ума приводит к пороку, а с другой – его раз-
витие с отрывом от веры может соблазнить человека к самоволию,
гордыне и иной нравственно-духовной хвори. Разум, опирающийся на
веру, является основой его этико-религиозных идей.
      С точки зрения Кирилла Туровского, стремление к свободному
разуму должно иметь всеобщий характер. Каждый индивид обязан