Введение в педагогическую деятельность. Мезинов В.Н. - 44 стр.

UptoLike

Составители: 

45
сознавать свою значительность и высокую миссию в земной жизни, и
каждый, кто достигает вершин нравственно-духовного развития, обя-
зан содействовать умственному и духовному росту других.
В трудах Святителя Тихона Задонского мы находим систему
взглядов на содержание, цели и задачи воспитания. Он проводит
мысль о необходимости вечного спасения: вся жизнь - постоянный
деятельный акт по его достижению.
По мнению свт. Тихона Задонского, любое педагогическое
воздействие должно быть направлено в первую очередь на
формирование внутреннего человека, на развитие сердечных качеств
ребенка, который затем, благодаря умело созданной таким образом
базе, способен принять в себя «премудрость», получить знание.
Формулируя одну из главных педагогических задач как воспитание
внутреннего человека, мы заведомо направляем его по верному пути
к поставленной целиспасению души. Организуя так педагогическое
воздействие, мы затрагиваем глубинные процессы в душе человека,
предполагая прохождение любого знания «через себя» – свое
миропонимание, свой жизненный опыт, характер и т. д. Знание
перестает быть безличным, «книжным» и преобразуется в личную
функцию
каждого ученика. В таком случае мы решаем одновременно
вопросы и основательности усвоения знаний, их осмысления, и
возможности практического применения в жизни впитанной таким
образом «премудрости» (4, с.87).
В деле воспитания физический возраст не столь важен, считает
Святитель Тихон. Несравненно важнее возраст духовный, связанный с
тем, насколько человек утвердился в вере, преуспел в
богопознании.
При отсутствии должного фундамента здание знаний не будет
долговечным и прочным, произойдет катастрофа, связанная с утратой
личностных ценностей ориентиров – «развращение» (4).
По утверждению свт. Тихона Задонского, природа педагоги-
ческой деятельности та же, что и у пастырей, поскольку и те, и другие
являются преемниками апостолов, а значит, словом своего учения
наставляют,
утверждают и «предпосылают, с помощью Божией, в
небесную ограду».
С другой стороны, учителя «отеческое звание имеют», и
надобно им поступать, как и родителям. Это положение имеет
принципиальный характер в определении отношений между учеником
и учителем. И хотя учитель не может заменить родителей, как и
школа не может заменить семьи, но педагог
, духовно возрастая вместе
с учеником, должен стремиться именно к отеческим взаимоотноше-
ниям с учеником.
Иннокентий Херсонский немало внимания в своих проповедях
уделяет наставничеству. Так в одной из своих проповедей он говорит,
                                 45

сознавать свою значительность и высокую миссию в земной жизни, и
каждый, кто достигает вершин нравственно-духовного развития, обя-
зан содействовать умственному и духовному росту других.
      В трудах Святителя Тихона Задонского мы находим систему
взглядов на содержание, цели и задачи воспитания. Он проводит
мысль о необходимости вечного спасения: вся жизнь - постоянный
деятельный акт по его достижению.
      По мнению свт. Тихона Задонского, любое педагогическое
воздействие должно быть направлено в первую очередь на
формирование внутреннего человека, на развитие сердечных качеств
ребенка, который затем, благодаря умело созданной таким образом
базе, способен принять в себя «премудрость», получить знание.
Формулируя одну из главных педагогических задач как воспитание
внутреннего человека, мы заведомо направляем его по верному пути
к поставленной цели – спасению души. Организуя так педагогическое
воздействие, мы затрагиваем глубинные процессы в душе человека,
предполагая прохождение любого знания «через себя» – свое
миропонимание, свой жизненный опыт, характер и т. д. Знание
перестает быть безличным, «книжным» и преобразуется в личную
функцию каждого ученика. В таком случае мы решаем одновременно
вопросы и основательности усвоения знаний, их осмысления, и
возможности практического применения в жизни впитанной таким
образом «премудрости» (4, с.87).
      В деле воспитания физический возраст не столь важен, считает
Святитель Тихон. Несравненно важнее возраст духовный, связанный с
тем, насколько человек утвердился в вере, преуспел в богопознании.
При отсутствии должного фундамента здание знаний не будет
долговечным и прочным, произойдет катастрофа, связанная с утратой
личностных ценностей ориентиров – «развращение» (4).
      По утверждению свт. Тихона Задонского, природа педагоги-
ческой деятельности та же, что и у пастырей, поскольку и те, и другие
являются преемниками апостолов, а значит, словом своего учения
наставляют, утверждают и «предпосылают, с помощью Божией, в
небесную ограду».
      С другой стороны, учителя «отеческое звание имеют», и
надобно им поступать, как и родителям. Это положение имеет
принципиальный характер в определении отношений между учеником
и учителем. И хотя учитель не может заменить родителей, как и
школа не может заменить семьи, но педагог, духовно возрастая вместе
с учеником, должен стремиться именно к отеческим взаимоотноше-
ниям с учеником.
      Иннокентий Херсонский немало внимания в своих проповедях
уделяет наставничеству. Так в одной из своих проповедей он говорит,