Введение в педагогическую деятельность. Мезинов В.Н. - 46 стр.

UptoLike

Составители: 

47
ев, в их душевных переживаниях. Так, например, в произведениях
И.Бунина ребенок является тем живым центром, вокруг которого кру-
гами расходятся философские, духовно-нравственные и педагогиче-
ские проблемы. Их писатель решает во множестве произведений: в
рассказах «Далекое», «Цифры», «У истока дней», «Первая любовь»,
«Над городом», «Восемь лет», «В деревне», «Кукушка
», «Снежный
бык», «Танька», «Красавица», «Дурочка», в романе «Жизнь Арсенье-
ва».
В произведениях ярко раскрыты противоречивость возрастного
становления ребенка, когда постепенно происходит смена представ-
лений, взглядов, способов поведения, характерных для беззаботного
детства, болезненного отрочества, эмоционального юношества. В ху-
дожественном творчестве Бунина, его дневниках и письмах выражены
взгляды писателя на процесс воспитания.
Особенно отчетливо они
вырисовываются в романе «Жизнь Арсеньева», значительная часть
которого посвящена истокам дней главного героя. «Бунин считал, что
детство это не просто жизненный этап, имеющий свой конец. Оно, по
его мнению, остается в человеке навсегда, а все то, что заложено в
душу ребенка в детстве и отрочестве, не может не
отразиться на ха-
рактере зрелого человека. Он неоднократно в своем творчестве напо-
минал, что детиэто наше прошлое, в них растет наше будущее. Мы
были ими, они станут нами и будут жить дальше, после нас» (Зверева
Л.И., Бочаева Н.Г. Педагогические идеи в художественных произве-
дениях И.А. Бунина //
Педагогическое краеведение Липецкой области.
Елец, 2000.- С. 116 – 131).
В «Жизни Арсеньева» И. Бунина с первых страниц прослежи-
вается, как ребенок узнает, постигает мир, как он откликается на
внешние впечатления бытия, как, когда и почему формируются у рас-
тущего человека чувства добра, справедливости, радости, страсть к
путешествиям, познанию мира и себя в нем. Роман
дает нам возмож-
ность понять, что освоение мира ребенкомне простой способ на-
копления знаний, впечатлений, умений и навыковслишком скудно
знание, приобретаемое нами за нашу личную краткую жизнь»), а ду-
ховно сложный процесс, в котором участвует все существо человека
есть другое, бесконечно более богатое, то, с чем мы рождаемся
»).
Сравнивая художественные описания становления личности ре-
бенка у Бунина и Пришвина, приходишь к мысли о неизменности
многих характеристик взросления ребенка: пробуждение «Я», само-
сознания, развитие диалогического отношения к миру, пробуждение
философской рефлексии, мечты, фантазии, воображения, развитие
нравственного сознания, эстетическое восприятие природы, утрата
детских иллюзий и многое другое. Об этой константности
многих
моментов становления личности ребенка разного исторического вре-
                               47

ев, в их душевных переживаниях. Так, например, в произведениях
И.Бунина ребенок является тем живым центром, вокруг которого кру-
гами расходятся философские, духовно-нравственные и педагогиче-
ские проблемы. Их писатель решает во множестве произведений: в
рассказах «Далекое», «Цифры», «У истока дней», «Первая любовь»,
«Над городом», «Восемь лет», «В деревне», «Кукушка», «Снежный
бык», «Танька», «Красавица», «Дурочка», в романе «Жизнь Арсенье-
ва».
       В произведениях ярко раскрыты противоречивость возрастного
становления ребенка, когда постепенно происходит смена представ-
лений, взглядов, способов поведения, характерных для беззаботного
детства, болезненного отрочества, эмоционального юношества. В ху-
дожественном творчестве Бунина, его дневниках и письмах выражены
взгляды писателя на процесс воспитания. Особенно отчетливо они
вырисовываются в романе «Жизнь Арсеньева», значительная часть
которого посвящена истокам дней главного героя. «Бунин считал, что
детство это не просто жизненный этап, имеющий свой конец. Оно, по
его мнению, остается в человеке навсегда, а все то, что заложено в
душу ребенка в детстве и отрочестве, не может не отразиться на ха-
рактере зрелого человека. Он неоднократно в своем творчестве напо-
минал, что дети – это наше прошлое, в них растет наше будущее. Мы
были ими, они станут нами и будут жить дальше, после нас» (Зверева
Л.И., Бочаева Н.Г. Педагогические идеи в художественных произве-
дениях И.А. Бунина // Педагогическое краеведение Липецкой области.
Елец, 2000.- С. 116 – 131).
       В «Жизни Арсеньева» И. Бунина с первых страниц прослежи-
вается, как ребенок узнает, постигает мир, как он откликается на
внешние впечатления бытия, как, когда и почему формируются у рас-
тущего человека чувства добра, справедливости, радости, страсть к
путешествиям, познанию мира и себя в нем. Роман дает нам возмож-
ность понять, что освоение мира ребенком — не простой способ на-
копления знаний, впечатлений, умений и навыков («слишком скудно
знание, приобретаемое нами за нашу личную краткую жизнь»), а ду-
ховно сложный процесс, в котором участвует все существо человека
(«есть другое, бесконечно более богатое, то, с чем мы рождаемся»).
     Сравнивая художественные описания становления личности ре-
бенка у Бунина и Пришвина, приходишь к мысли о неизменности
многих характеристик взросления ребенка: пробуждение «Я», само-
сознания, развитие диалогического отношения к миру, пробуждение
философской рефлексии, мечты, фантазии, воображения, развитие
нравственного сознания, эстетическое восприятие природы, утрата
детских иллюзий и многое другое. Об этой константности многих
моментов становления личности ребенка разного исторического вре-