Введение в специальность. Олимпиадное движение как инструмент саморазвития бакалавра инноватики. Попов А.И - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

2) аналитической, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать,
а какиенет;
3) практически-контекстуальной, позволяющей убеждать других в ценностях идеи, другими словами,
«продать» творческую идею другим.
Наличие только одной способности не даёт надлежащего эффекта: так только аналитическая способность
приводит к сильно развитому критическому, но не творческому мышлению; синтетическая способность приво-
дит к появлению новых идей, которые не подвергаются требуемой тщательной проверке, чтобы, во-первых,
оценить их потенциал и, во-вторых, заставить работать; развитая практически-контекстуальная способность
может привести к ситуации купли-продажи определённых идей на основе не их реальной стоимости, а умения
убедить кого-либо купить или продать что угодно [4].
По мнению американских ученых (Р. Стернберг и др.), для творчества необходимо наличие шести специфиче-
ских, но взаимосвязанных источников:
интеллектуальных способностей;
знаний;
стилей мышления;
личностных характеристик;
мотивации;
окружения (среды).
Человеку, как целостной творческой личности и субъекту творчества, присущи следующие стремления и
состояния:
быть энергичным, находчивым, изобретательным, честным, прямым, непосредственным; опираться на
факты, укладывая их в определённые закономерности;
быть ловким и стремиться к совершенствованию своего экспериментального мастерства; стремиться к
самостоятельным открытиям, быть упорным, настойчивым и независимым;
стремиться к сотрудничеству, к самостоятельному развитию, духовному росту; доминирует желание
сориентироваться в проблеме, быстро приобретать новые знания, воспринимать новый опыт;
стремиться преодолевать ограничения, составлять сложные структуры из элементов, анализировать их
и производить комбинации с ними;
стремиться к самовыражению, подчеркиванию своего «Я», смелости и мужеству в преодолении пре-
пятствий.
Опираясь на вышесказанное можно утверждать, что в основе способности к творческой деятельности
(творческих компетенций) лежит высокий уровень креативности личности специалиста. Креативность это
«творческий потенциал, творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах,
общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные её стороны, про-
дукты деятельности и процесс их создания» (Т.А. Барышева) [2], креативность и интеллект рассматриваются
как общие способности: интеллект как общую способность решать задачи на основе имеющихся знаний, креа-
тивность как общую способность к творчеству (В.Н. Дружинин).
Важнейший аспект проявления креативности инициативность, предполагающей готовность самостоя-
тельно ставить проблемы, заниматься углубленным анализом на основе решения всего лишь одной задачи без
воздействия внешнего стимула. Роль инициативности в понятии креативности исследована Д.Б. Богоявленской,
которая вывела понятие креативности за рамки просто способности использовать данную в задачах информа-
цию разными способами и в быстром темпе. Ею было введено понятие креативной активности личности, обу-
словленной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество в данном случае явля-
ется ситуативно-нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной
проблемы, а способность человека к самостоятельным действиям (инициатива) проявляется в условиях посто-
янного взаимодействия субъекта с объектом при решении профессиональных творческих задач.
Относительно сочетания компонентов, необходимых для творчества (интеллектуальных способностей,
знаний, стилей мышления, личностных характеристик, мотивации, среды), Д.Б. Богоявленской высказана гипо-
теза о том, что творчество это нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого
компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект (например, в зна-
ниях); этот порог является пределом определённого рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых дру-
гими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает очень мало или не знает ничего, просто
невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определённого рода компенсация, когда сила какого-то
одного компонента (например, мотивации) компенсирует слабость другого (например, среды). В-третьих, ком-
поненты могут начать взаимодействовать (например, интеллект и мотивация); при этом подобного рода взаи-
модействие может привести к нелинейному увеличению эффекта (иными словами, креативность высокомоти-
вированного умного человека обычно превышает креативность как высокомотивированного человека с более
низким уровнем интеллекта, так и немотивированного человека со сравнимым уровнем интеллекта) [4].
Богоявленской выделены три качественных уровня интеллектуальной активности: стимульно-
продуктивный (репродуктивный, пассивный), эвристический, креативный. К стимульно-продуктивному уров-
ню активности относятся такие действия испытуемых, при которых они действуют только под воздействием
какого-то внешнего стимула. Испытуемых второго уровня отмечает проявление в той или иной степени интел-