ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
Для большинства россиян характерна обращенность в будущее, при
недостаточном внимании к прошлому при отсутствии осознанного следования
традициям, крайней переменчивости, чувствительности к новым веяниям (обычно
приходящим с Запада).
Образ будущего, конечно, меняется в зависимости от эпохи. По всей видимости,
не будет ошибочной гипотеза, что основа такого футуризма - в неприятии пороков
реального общества, которых в России всегда было более чем достаточно. В эпоху
Сталина, например, невиданные жертвы и лишения, постоянный каторжный труд и
даже кровавые репрессии воспринимались как должное и в ни в коей мере не
препятствовали мощному эмоциональному подъему, переходящему в эйфорию.
У нас "эпохальные свершения" сменялись рутинным, кропотливым трудом,
зачастую не приносившим реально осязаемых результатов. По мере того, как человеку
приходилось не подниматься в атаку, а просто ездить на работу, а в повседневной
жизни оставалось все меньше места для жертвенности и героизма, развивался
конфликт общественных реалий с культурной "матрицей" народа, отвергающей серую
обыденность.
Обширная политико-культурная палитра.
Для России во все времена было характерно наличие множества субкультур,
совершенно различных, если не диаметрально противоположных по своим
ценностным ориентирам. Отношения между ними складывались конфронтационно, а
подчас антагонистически. Достаточно напомнить о противостоянии двух современных
субкультур - "демократической" и "коммунопатриотической"
Для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие
базового национального согласия, нередко болезненный разлад между социальными
группами. Различия некоторых субкультур настолько велики, что может создаться
впечатление, будто в России сосуществуют отдельные нации, объединенные только
общностью языка и территории.
Острота политических и мировоззренческих разногласий, часто бывает,
близка к критической отметке.
Причина этому состоит в следующем. Любая политическая модель будущего
обычно строится на определенном видении прошлого, а прошлое в России настолько
противоречиво и многогранно, что не допускает однозначных трактовок. При смене
режимов, когда к власти приходит руководство с иным пониманием задач страны и
иным видением будущего, история нещадно переписывается (из-за этого острословы
окрестили Россию «страной с непредсказуемым прошлым").
Державная идея "гуманного" империализма, претерпевающая
метаморфозы в зависимости от смены режимов. Имперское сознание в России
парадоксальным образом сочетается с интернационализмом, а патриотизм, как
правило, носит государственный, а не националистический характер. Россия всегда (в
том числе и в советское время) была уникальной, единственной в своем роде империей,
в которой "колонии" пользовались привилегиями и льготами за счет "метрополии".
При этом само слово "русский" до Октябрьской революции означало "православный
подданный Российской империи", т.е. было не столько этнической категорией,
сколько идеологической и политической. С течением времени дореволюционная
"русскость" легко перешла в послереволюционную "советскость", а впоследствии - в
"российскость". После распада СССР этнические русские без особого напряжения
растворились в "россиянах", не испытывая от этого
неудобства (трудно представить
себе, чтобы нечто аналогичное произошло, например, с титульными нациями
прибалтийских республик). Оборотной стороной такого качества является
недостаточная способность русских осознавать, формулировать и защищать собственно
национальные и этнические интересы.
Для большинства россиян характерна обращенность в будущее, при недостаточном внимании к прошлому при отсутствии осознанного следования традициям, крайней переменчивости, чувствительности к новым веяниям (обычно приходящим с Запада). Образ будущего, конечно, меняется в зависимости от эпохи. По всей видимости, не будет ошибочной гипотеза, что основа такого футуризма - в неприятии пороков реального общества, которых в России всегда было более чем достаточно. В эпоху Сталина, например, невиданные жертвы и лишения, постоянный каторжный труд и даже кровавые репрессии воспринимались как должное и в ни в коей мере не препятствовали мощному эмоциональному подъему, переходящему в эйфорию. У нас "эпохальные свершения" сменялись рутинным, кропотливым трудом, зачастую не приносившим реально осязаемых результатов. По мере того, как человеку приходилось не подниматься в атаку, а просто ездить на работу, а в повседневной жизни оставалось все меньше места для жертвенности и героизма, развивался конфликт общественных реалий с культурной "матрицей" народа, отвергающей серую обыденность. Обширная политико-культурная палитра. Для России во все времена было характерно наличие множества субкультур, совершенно различных, если не диаметрально противоположных по своим ценностным ориентирам. Отношения между ними складывались конфронтационно, а подчас антагонистически. Достаточно напомнить о противостоянии двух современных субкультур - "демократической" и "коммунопатриотической" Для политической культуры России характерно почти постоянное отсутствие базового национального согласия, нередко болезненный разлад между социальными группами. Различия некоторых субкультур настолько велики, что может создаться впечатление, будто в России сосуществуют отдельные нации, объединенные только общностью языка и территории. Острота политических и мировоззренческих разногласий, часто бывает, близка к критической отметке. Причина этому состоит в следующем. Любая политическая модель будущего обычно строится на определенном видении прошлого, а прошлое в России настолько противоречиво и многогранно, что не допускает однозначных трактовок. При смене режимов, когда к власти приходит руководство с иным пониманием задач страны и иным видением будущего, история нещадно переписывается (из-за этого острословы окрестили Россию «страной с непредсказуемым прошлым"). Державная идея "гуманного" империализма, претерпевающая метаморфозы в зависимости от смены режимов. Имперское сознание в России парадоксальным образом сочетается с интернационализмом, а патриотизм, как правило, носит государственный, а не националистический характер. Россия всегда (в том числе и в советское время) была уникальной, единственной в своем роде империей, в которой "колонии" пользовались привилегиями и льготами за счет "метрополии". При этом само слово "русский" до Октябрьской революции означало "православный подданный Российской империи", т.е. было не столько этнической категорией, сколько идеологической и политической. С течением времени дореволюционная "русскость" легко перешла в послереволюционную "советскость", а впоследствии - в "российскость". После распада СССР этнические русские без особого напряжения растворились в "россиянах", не испытывая от этого неудобства (трудно представить себе, чтобы нечто аналогичное произошло, например, с титульными нациями прибалтийских республик). Оборотной стороной такого качества является недостаточная способность русских осознавать, формулировать и защищать собственно национальные и этнические интересы.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- …
- следующая ›
- последняя »