Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе. Резник Э.Р. - 2 стр.

UptoLike

Составители: 

3
Введение
Что такое художественный образ? На этот вопрос знать ответ
учителю совершенно необходимо, ведь целью каждого урока чтения
является открытие художественного образа, созданного писателем,
поэтом. Эта цель главная, а все остальныеей сопутствующие. По-
этому вне зависимости от изучаемого литературного материала во-
прос об открытии художественного образа (его смыслонаполнении,
настроении,
внутреннем ритме, контексте) является заглавным на
уроке чтения в послебукварный период.
Посредством создания образа художник высказывает свою
идею, точку зрения, позицию, обнаруживает свой взгляд на мир.
Посредством восприятия этого образа ребенок открывает для себя
его смысл, обдумывает авторскую точку зрения, сопоставляет её со
своим чувственным опытом и приобретает опыт ассоциативный,
который
, в свою очередь, развивает мышление образное и аналити-
ческое.
Детское восприятие художественного высказывания необы-
чайно продуктивно. Ведь дети сами мыслят образами, а это древ-
нейший способ отношения к миру. Их мировосприятие можно со-
поставить с художественной фантазией. В связи с этим на уроке
чтения нужно предоставить возможность осуществиться детскому
восприятию,
максимально раскрепостить его. Чем свободнее будет
рассуждение по поводу художественного образа, тем более глубо-
ким, ценностным станет отношение ребёнка к нему. При этом необ-
ходимо помнить, что свобода смыслоизъяснения образа ограничена
авторским замыслом. Главная задача урокаприблизиться к его
раскрытию. Поэтому в рассуждениях не следует удаляться от текста
художественного произведения, его
внутренней логики. Все детские
предположения, несмотря на их чувственный, эмоциональный ха-
рактер, должны быть проверены, аргументированы самим текстом.
Это обязательное условие открытия художественного образа. В
ином случае работа на уроке не будет целенаправленной. Как раз в
этом и состоит основная проблема урока чтенияв его целеполага-
нии. Оно не столь
конкретно в сравнении с уроком математики,
природоведения или русского языка. Ведь на уроке математики
4
ученик, решая задачу, одновременно достигает цели и понимает это.
Результат работы быстрый, качественный, а главное, самостоятель-
ный. Вот и на уроке чтения следует открыть детям цель их работы.
Для этого необходимо сконцентрировать исследовательский инте-
рес, обозначить точку успеха.
Можно представить художественный образ как авторскую за-
дачу, то есть задачу, которую задал
художник. А ведь это так и есть.
Решить задачузначит разгадать тайну образа, постичь его смысл.
Такая работа предполагает вдумчивое чтение текста, поиск внутри-
текстовых смысловых связей, ассоциаций. Исследование художест-
венного образа чем глубже, тем точнее. Вот почему нужно неот-
ступно идти за авторским словом, при этом подключать чувствен-
ный
детский опыт к его восприятию. Тогда ребёнок будет ощущать
себя соавтором, как и любой вдумчивый читатель.
Художественный образ создаётся с определённой целью
преобразить действительность. Преобразитьэто не значит приук-
расить, изменить, усовершенствовать. Художник преображает дей-
ствительность, раскрывая взаимопроникновение различных планов
бытия: идеального и материального, случайного и закономерного,
объективного и субъективного. В
результате созданный образ обна-
руживает те невидимые связи, которые в самой действительности не
просматриваются. Поэтому образ художественный есть средство
познания действительности. Не только наука, но и искусство стре-
мится к всестороннему постижению мира.
Образ, созданный художником, не является пассивным, фото-
графическим воспроизведением действительности, он преображает
её в свете авторского идеала.
Авторская точка зрения на мир инди-
видуальна, но при этом целостна, объективна. К примеру, фотогра-
фия, сделанная любителем, запечатлевает определённый фрагмент
действительности, художник-фотограф создаёт её образ, то есть об-
наруживает смыслонаполнение жизни.
Гёте так определял задачу художника: «Владеть всем миром и
найти ко всему своё отношение». Видеть мир художественно, то
есть целостно, в системе всех его связей, дано отнюдь не каждому,
но познавать мир при помощи искусства, в общении с ним возмож-
но уже с самых ранних лет.
                           Введение                                 ученик, решая задачу, одновременно достигает цели и понимает это.
                                                                    Результат работы быстрый, качественный, а главное, самостоятель-
      Что такое художественный образ? На этот вопрос знать ответ    ный. Вот и на уроке чтения следует открыть детям цель их работы.
учителю совершенно необходимо, ведь целью каждого урока чтения      Для этого необходимо сконцентрировать исследовательский инте-
является открытие художественного образа, созданного писателем,     рес, обозначить точку успеха.
поэтом. Эта цель главная, а все остальные – ей сопутствующие. По-         Можно представить художественный образ как авторскую за-
этому вне зависимости от изучаемого литературного материала во-     дачу, то есть задачу, которую задал художник. А ведь это так и есть.
прос об открытии художественного образа (его смыслонаполнении,      Решить задачу – значит разгадать тайну образа, постичь его смысл.
настроении, внутреннем ритме, контексте) является заглавным на      Такая работа предполагает вдумчивое чтение текста, поиск внутри-
уроке чтения в послебукварный период.                               текстовых смысловых связей, ассоциаций. Исследование художест-
      Посредством создания образа художник высказывает свою         венного образа чем глубже, тем точнее. Вот почему нужно неот-
идею, точку зрения, позицию, обнаруживает свой взгляд на мир.       ступно идти за авторским словом, при этом подключать чувствен-
Посредством восприятия этого образа ребенок открывает для себя      ный детский опыт к его восприятию. Тогда ребёнок будет ощущать
его смысл, обдумывает авторскую точку зрения, сопоставляет её со    себя соавтором, как и любой вдумчивый читатель.
своим чувственным опытом и приобретает опыт ассоциативный,                Художественный образ создаётся с определённой целью –
который, в свою очередь, развивает мышление образное и аналити-     преобразить действительность. Преобразить – это не значит приук-
ческое.                                                             расить, изменить, усовершенствовать. Художник преображает дей-
      Детское восприятие художественного высказывания необы-        ствительность, раскрывая взаимопроникновение различных планов
чайно продуктивно. Ведь дети сами мыслят образами, а это древ-      бытия: идеального и материального, случайного и закономерного,
нейший способ отношения к миру. Их мировосприятие можно со-         объективного и субъективного. В результате созданный образ обна-
поставить с художественной фантазией. В связи с этим на уроке       руживает те невидимые связи, которые в самой действительности не
чтения нужно предоставить возможность осуществиться детскому        просматриваются. Поэтому образ художественный есть средство
восприятию, максимально раскрепостить его. Чем свободнее будет      познания действительности. Не только наука, но и искусство стре-
рассуждение по поводу художественного образа, тем более глубо-      мится к всестороннему постижению мира.
ким, ценностным станет отношение ребёнка к нему. При этом необ-           Образ, созданный художником, не является пассивным, фото-
ходимо помнить, что свобода смыслоизъяснения образа ограничена      графическим воспроизведением действительности, он преображает
авторским замыслом. Главная задача урока – приблизиться к его       её в свете авторского идеала. Авторская точка зрения на мир инди-
раскрытию. Поэтому в рассуждениях не следует удаляться от текста    видуальна, но при этом целостна, объективна. К примеру, фотогра-
художественного произведения, его внутренней логики. Все детские    фия, сделанная любителем, запечатлевает определённый фрагмент
предположения, несмотря на их чувственный, эмоциональный ха-        действительности, художник-фотограф создаёт её образ, то есть об-
рактер, должны быть проверены, аргументированы самим текстом.       наруживает смыслонаполнение жизни.
Это обязательное условие открытия художественного образа. В               Гёте так определял задачу художника: «Владеть всем миром и
ином случае работа на уроке не будет целенаправленной. Как раз в    найти ко всему своё отношение». Видеть мир художественно, то
этом и состоит основная проблема урока чтения – в его целеполага-   есть целостно, в системе всех его связей, дано отнюдь не каждому,
нии. Оно не столь конкретно в сравнении с уроком математики,        но познавать мир при помощи искусства, в общении с ним возмож-
природоведения или русского языка. Ведь на уроке математики         но уже с самых ранних лет.


                               3                                                                     4