Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе. Резник Э.Р. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

7
ваясь на этом опыте в 4-м классе при работе, например, над стихо-
творением М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась» уже не
нужно будет делать подробный анализ метафоры. Учащиеся сами
скажут, что за строкой «спорили сотни колоколов» видится скрытое
сравнение. Можно будет лишь констатировать, что это называется
метафорой.
Опираясь на приобретенный детьми
опыт восприятия, можно
будет говорить о значении художественного образа более глубоко, а
значит, и более точно. Исследование его языкового, то есть формо-
образующего, начала предварит анализ смыслового, содержательно-
го уровня. В результате образ, выраженный посредством слова, бу-
дет восприниматься объёмно, полновесно.
При работе над исследованием образа следует помнить, что
слова
в художественных сочетаниях, контексте приобретают такие
оттенки смысла, которые не найдёшь в самых лучших толковых
словарях. Воспринять этот смысл, осознать егозначит открыть
образ, прикоснуться к его сути.
Урок, который ставит перед собой подобную цель, пройдёт
динамично, в поиске, в стремлении дойти до сути. К примеру, рабо-
тая над вышеназванным стихотворением
М. Цветаевой, возможно
будет рассуждать с ребятами о времени рождения поэта; о том слу-
чайно ли, что это осень, в которой одновременно «красною кистью
рябина зажглась» и «падали листья»; случайно ли, что «день был
субботний: Иоанн Богослов», то есть день одного из апостолов Ии-
суса Христа, проводника его слова, божественного
откровения. Ре-
бята самостоятельно распознают закономерную связь этих времен-
ных обстоятельств, почувствуют силу поэтического желания «Мне
и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть».
Методика работы по исследованию художественного образа
на уроке чтения должна позволить младшему школьнику осознанно
и уверенно подойти к изучению литературы в среднем образова-
тельном звене. Требования к
учащимся 5-го класса качественно от-
личаются от тех, которые есть в начальной школе. О психологиче-
ской адаптации учащихся необходимо позаботиться заранее.
8
Художественный изобразительный и словесный образ
в детском восприятии. Методика сопоставительного анализа
произведений двух типов образности
на уроке литературного чтения
Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности,
ребенку необходимо понять язык разных видов искусства. А язык
живописи и литературы различен, имеет свою специфику. Н.Н. Све-
тловская в книге «Основы науки о
читателе» пишет, что главный
значимый знак текстаэто не слово, как принято считать в тради-
ционной методике обучения чтению, а поэтический образ, сущест-
вующий в разных проявлениях: образ-картина (пейзаж, интерьер),
образ-сцена (ситуация, эпизод), образ-объект и образ-персонаж.
Главная задача читателя «состоит в том, чтобы научиться, воспри-
нимая художественный
текст, мыслить образами. В этом проявляет-
ся искусство читательского сотворчества, соответствующее искус-
ству писательского творчества» [21, c. 62–63].
«Восприятие литературы как искусства и явления художест-
венной культуры» – таково единое методологическое основание
курса литературного чтения по системе развивающего обучения
Л.В. Занкова. Изучение литературных произведений мыслится
именно в аспекте присущей им художественной образности.
Эстетическое
осмысление действительности в произведениях
художественной культуры осуществляется посредством образов, а
не понятий. Специфика литературыв словесной образности. По-
скольку словоэто доступный бытовой материал общения, требу-
ются специальные усилия со стороны учителя для формирования
чувства удивления перед красотой слова и способностью в сочета-
нии с другими словами создавать неповторимые художественные
образы [30, c. 44].
Нужно отметить, что все учебники для литературного чтения
на протяжении всего курса снабжены интереснейшими иллюстра-
циями, благодаря наличию которых становится возможной работа
по сопоставительному анализу произведений изобразительного и
словесного искусства почти на каждом уроке.
ваясь на этом опыте в 4-м классе при работе, например, над стихо-        Художественный изобразительный и словесный образ
творением М. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась» уже не       в детском восприятии. Методика сопоставительного анализа
нужно будет делать подробный анализ метафоры. Учащиеся сами                      произведений двух типов образности
скажут, что за строкой «спорили сотни колоколов» видится скрытое                   на уроке литературного чтения
сравнение. Можно будет лишь констатировать, что это называется
метафорой.                                                                Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности,
      Опираясь на приобретенный детьми опыт восприятия, можно       ребенку необходимо понять язык разных видов искусства. А язык
будет говорить о значении художественного образа более глубоко, а   живописи и литературы различен, имеет свою специфику. Н.Н. Све-
значит, и более точно. Исследование его языкового, то есть формо-   тловская в книге «Основы науки о читателе» пишет, что главный
образующего, начала предварит анализ смыслового, содержательно-     значимый знак текста – это не слово, как принято считать в тради-
го уровня. В результате образ, выраженный посредством слова, бу-    ционной методике обучения чтению, а поэтический образ, сущест-
дет восприниматься объёмно, полновесно.                             вующий в разных проявлениях: образ-картина (пейзаж, интерьер),
      При работе над исследованием образа следует помнить, что      образ-сцена (ситуация, эпизод), образ-объект и образ-персонаж.
слова в художественных сочетаниях, контексте приобретают такие      Главная задача читателя «состоит в том, чтобы научиться, воспри-
оттенки смысла, которые не найдёшь в самых лучших толковых          нимая художественный текст, мыслить образами. В этом проявляет-
словарях. Воспринять этот смысл, осознать его – значит открыть      ся искусство читательского сотворчества, соответствующее искус-
образ, прикоснуться к его сути.                                     ству писательского творчества» [21, c. 62–63].
      Урок, который ставит перед собой подобную цель, пройдёт              «Восприятие литературы как искусства и явления художест-
динамично, в поиске, в стремлении дойти до сути. К примеру, рабо-   венной культуры» – таково единое методологическое основание
тая над вышеназванным стихотворением М. Цветаевой, возможно         курса литературного чтения по системе развивающего обучения
будет рассуждать с ребятами о времени рождения поэта; о том слу-    Л.В. Занкова. Изучение литературных произведений мыслится
чайно ли, что это осень, в которой одновременно «красною кистью     именно в аспекте присущей им художественной образности.
рябина зажглась» и «падали листья»; случайно ли, что «день был            Эстетическое осмысление действительности в произведениях
субботний: Иоанн Богослов», то есть день одного из апостолов Ии-    художественной культуры осуществляется посредством образов, а
суса Христа, проводника его слова, божественного откровения. Ре-    не понятий. Специфика литературы – в словесной образности. По-
бята самостоятельно распознают закономерную связь этих времен-      скольку слово – это доступный бытовой материал общения, требу-
ных обстоятельств, почувствуют силу поэтического желания «Мне       ются специальные усилия со стороны учителя для формирования
и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть».               чувства удивления перед красотой слова и способностью в сочета-
      Методика работы по исследованию художественного образа        нии с другими словами создавать неповторимые художественные
на уроке чтения должна позволить младшему школьнику осознанно       образы [30, c. 44].
и уверенно подойти к изучению литературы в среднем образова-              Нужно отметить, что все учебники для литературного чтения
тельном звене. Требования к учащимся 5-го класса качественно от-    на протяжении всего курса снабжены интереснейшими иллюстра-
личаются от тех, которые есть в начальной школе. О психологиче-     циями, благодаря наличию которых становится возможной работа
ской адаптации учащихся необходимо позаботиться заранее.            по сопоставительному анализу произведений изобразительного и
                                                                    словесного искусства почти на каждом уроке.



                               7                                                                   8