Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе. Резник Э.Р. - 5 стр.

UptoLike

Составители: 

9
Уже в 1-м классе основное внимание уделяется формирова-
нию интуитивного понимания специфики художественного образа
на основе практического сравнения отрывков из художественной и
научной литературы. В учебнике «Литература» В. Ю. Свиридовой
задание такого характера дано на примере необычных произведений
Г. Остера. Восприняв словесный образ, дети передают его через ри-
сунок. Например, после
работы над рассказами Г. Остера «Середина
сосиски», «Хорошо спрятанная котлета» учащимся предлагается
следующее задание: «Закрой глаза, представь, как держишь в руках
пушистый комочек. Теперь нарисуй, какой он». Или другой пример:
прочитав стихотворение, определить настроение поэта и нарисовать
его. Предлагается два противоположных по настроению стихотво-
рения: «Дерево-жираф» Н. Орловой и «
Там ива, опираясь на кос-
тыль…» Л. Друскина. Дети выясняют, что и слово, и рисунок спо-
собны передать чувства, состояния.
Заданий подобного вида очень много. Работа над особенно-
стями изобразительного и словесного образа ведется, к примеру,
при изучении стихотворений И. БунинаЛистопад»), Н. Чапуриной
Ландыш»), С. ПшеничныхПрощание», «Рассветает»). Присут-
ствуют задания по соотнесению картинок с фрагментами текста, по
составлению рассказа, сказки по иллюстрациям, применяется прием
словесного рисования. Таким образом, начиная с 1-го класса у детей
формируется осознанное восприятие художественного изобрази-
тельного и словесного образа.
Во 2-м классе программа предусматривает дальнейшее фор-
мирование отношения к литературе как к искусству, включение ли
-
тературы в контекст других видов искусства на основе постоянного
сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Поэтому в
учебнике 2-го класса по программе В. Ю. Свиридовой можно обна-
ружить тему «Пейзаж в литературе». Во 2-м классе литература рас-
сматривается как искусство слова и как один из видов искусства в
контексте других его
видов.
В 3-м классе продолжается работа по воспитанию вниматель-
ного отношения учащихся к художественному слову, литература
впервые начинает осмысляться еще и как явление художественной
культуры. И вновь отметим упрочившееся осознание учениками
10
связи искусства слова с искусством изобразительным. Учебник
«Литературное чтение» Н.А. Чураковой формирует восприятие ху-
дожественного произведения как целого, как вида искусства. Худо-
жественный образ изучается как в словесном, так и в изобразитель-
ном искусствев аспекте их сопоставления, посредством этого вы-
ясняется их общность. Указывая на связь образа словесного
и изо-
бразительного, следует отметить, что в учебнике в качестве прило-
жения создана «Картинная галерея» – репродукции картин великих
художников. При работе над произведением учащиеся обращаются
к «Картинной галерее», а затем сопоставляют свои впечатления от
прочитанного и увиденного в едином тематическом пространстве.
В 4-м классе анализируются объемные произведения, слож-
ные по композиции
и художественному содержанию. В результате
делаются посильные обобщения, выводы об особенностях творчест-
ва писателя, о том, какова точка зрения писателя на проблемы чело-
веческого существования, о его художественной манере. Углубляет-
ся работа над выявлением сопричастности взглядов художников на
мир, писателя и живописца. Анализируется раскрытие внутреннего
мира героя через его портрет,
поступки, высказывания. Использует-
ся при этом подбор соответствий среди предложенных героев, имен,
портретов, пейзажей.
Характерная черта уроков литературного чтения по системе
Л.В. Занковамежпредметная связь: практически на каждом уроке
литературного чтения дети приобщаются к изобразительному ис-
кусству. Формируются представления об образе словесном и зри-
мом, об их неповторимости, индивидуальности,
специфичности и
сопричастности друг другу на основе главного приема, организую-
щего исследовательское восприятие ребенка, – сравнения, сопоста-
вительного анализа двух видов искусства. Такая система работы,
значительно отличающаяся от других форм, ведет к расширению
представлений детей об устройстве окружающего мира, внутреннем
мире человека, человеческих отношениях, нравственных и эстети-
ческих ценностях.
      Уже в 1-м классе основное внимание уделяется формирова-        связи искусства слова с искусством изобразительным. Учебник
нию интуитивного понимания специфики художественного образа          «Литературное чтение» Н.А. Чураковой формирует восприятие ху-
на основе практического сравнения отрывков из художественной и       дожественного произведения как целого, как вида искусства. Худо-
научной литературы. В учебнике «Литература» В. Ю. Свиридовой         жественный образ изучается как в словесном, так и в изобразитель-
задание такого характера дано на примере необычных произведений      ном искусстве – в аспекте их сопоставления, посредством этого вы-
Г. Остера. Восприняв словесный образ, дети передают его через ри-    ясняется их общность. Указывая на связь образа словесного и изо-
сунок. Например, после работы над рассказами Г. Остера «Середина     бразительного, следует отметить, что в учебнике в качестве прило-
сосиски», «Хорошо спрятанная котлета» учащимся предлагается          жения создана «Картинная галерея» – репродукции картин великих
следующее задание: «Закрой глаза, представь, как держишь в руках     художников. При работе над произведением учащиеся обращаются
пушистый комочек. Теперь нарисуй, какой он». Или другой пример:      к «Картинной галерее», а затем сопоставляют свои впечатления от
прочитав стихотворение, определить настроение поэта и нарисовать     прочитанного и увиденного в едином тематическом пространстве.
его. Предлагается два противоположных по настроению стихотво-              В 4-м классе анализируются объемные произведения, слож-
рения: «Дерево-жираф» Н. Орловой и «Там ива, опираясь на кос-        ные по композиции и художественному содержанию. В результате
тыль…» Л. Друскина. Дети выясняют, что и слово, и рисунок спо-       делаются посильные обобщения, выводы об особенностях творчест-
собны передать чувства, состояния.                                   ва писателя, о том, какова точка зрения писателя на проблемы чело-
      Заданий подобного вида очень много. Работа над особенно-       веческого существования, о его художественной манере. Углубляет-
стями изобразительного и словесного образа ведется, к примеру,       ся работа над выявлением сопричастности взглядов художников на
при изучении стихотворений И. Бунина («Листопад»), Н. Чапуриной      мир, писателя и живописца. Анализируется раскрытие внутреннего
(«Ландыш»), С. Пшеничных («Прощание», «Рассветает»). Присут-         мира героя через его портрет, поступки, высказывания. Использует-
ствуют задания по соотнесению картинок с фрагментами текста, по      ся при этом подбор соответствий среди предложенных героев, имен,
составлению рассказа, сказки по иллюстрациям, применяется прием      портретов, пейзажей.
словесного рисования. Таким образом, начиная с 1-го класса у детей         Характерная черта уроков литературного чтения по системе
формируется осознанное восприятие художественного изобрази-          Л.В. Занкова – межпредметная связь: практически на каждом уроке
тельного и словесного образа.                                        литературного чтения дети приобщаются к изобразительному ис-
      Во 2-м классе программа предусматривает дальнейшее фор-        кусству. Формируются представления об образе словесном и зри-
мирование отношения к литературе как к искусству, включение ли-      мом, об их неповторимости, индивидуальности, специфичности и
тературы в контекст других видов искусства на основе постоянного     сопричастности друг другу на основе главного приема, организую-
сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Поэтому в       щего исследовательское восприятие ребенка, – сравнения, сопоста-
учебнике 2-го класса по программе В. Ю. Свиридовой можно обна-       вительного анализа двух видов искусства. Такая система работы,
ружить тему «Пейзаж в литературе». Во 2-м классе литература рас-     значительно отличающаяся от других форм, ведет к расширению
сматривается как искусство слова и как один из видов искусства в     представлений детей об устройстве окружающего мира, внутреннем
контексте других его видов.                                          мире человека, человеческих отношениях, нравственных и эстети-
      В 3-м классе продолжается работа по воспитанию вниматель-      ческих ценностях.
ного отношения учащихся к художественному слову, литература
впервые начинает осмысляться еще и как явление художественной
культуры. И вновь отметим упрочившееся осознание учениками


                                9                                                                   10