Методика изучения художественного образа на уроке литературного чтения в начальной школе. Резник Э.Р. - 3 стр.

UptoLike

Составители: 

5
Значит, осмысливая художественный образ, его значение,
суть, ребёнок одновременно осмысливает устройство мира, связь
человека с действительностью, как бы осваивает иной, более строй-
ный ритм жизни.
Говорить с детьми о художественном образе, как и о многом
другом, нужно просто, по возможности избегая терминологии. Спе-
цифика начального обучения в его этапности. Освоение материала
осуществляется в несколько подходов, поэтому объём сведений
следует расширять поэтапно.
Первоначально о художественном образе (допуская опреде-
лённую степень условности, ведь речь не идёт о конкретном уроке в
определённый период обучения) будет полезным сказать следую-
щее.
Можно создать художественный образ каждого предмета на земле.
Правда, это под силу не всем. Только художники могут это сделать. К при-
меру, все вы, ребята, видели берёзу. Вот она растёт и радует взгляд каждо-
го человека. Мы ею любуемся и как-то не задумываемся, почему она есть
на свете, почему она
такая, какой в ней смысл.
Давайте с вами попробуем ответить на прозвучавшие вопросы. Для
этого вспомните, пожалуйста, какие ощущения вы испытываете, гладя на
берёзу. Постарайтесь их выразить словами
.
(Ответы предполагаются
самые разные. По завершении размышления необходимо констати-
ровать, что однозначного ответа на этот вопрос нет, но и неодно-
значные найти достаточно трудно.)
А вот как поэт С. Есенин в своём стихотворении «Белая берёза» го-
ворит о ней. Прочтите стихотворение. Есть ли разница между нашими рас-
суждениями и размышлениями поэта? Не кажется ли вам, что в стихотворе-
нии берёза как будто оживает? Перед нами уже не просто белоствольное
дерево, а его образ, полный смысла
, значения. Какой берёзу ощущает по-
эт? Находит ли С. Есенин связь между нею и всем окружающим миром? В
чём она?
(Работа с текстом, нахождение обозначенных связей: «бе-
лая берёза под моим окном», «и стоит берёза в сонной тишине…»,
«а заря лениво, обходя кругом…».)
Отличается взгляд художника от
нашего взгляда? А в чём отличие? Поэт не просто описал словами берёзу, а
показал её в связи со всем окружающим миром, в том числе и с собою. Он
создал её образ, и мы теперь смотрим на
берёзу его глазами, принимаем
его точку зрения. Значит, художник преображает предмет, открывает его
значение, связь со всем миром.
6
Разговор о художественном образе носит универсальный ха-
рактер, он может предшествовать изучению самых разных вопро-
сов, к примеру, художественной речи.
Вообще, о любых литературоведческих терминах предпочти-
тельно говорить на уроке чтения, отталкиваясь не от теории, а от
самого литературного материала. Постоянное обращение к приме-
рам метафоры вырабатывает алгоритм её восприятия, в
котором
главноене определение термина, а ощущение метафоричности
языка. Это методика работы с образным словом накопительного ха-
рактера. Ребёнок не в состоянии вдруг понять, что такое метафора,
поэтическое сравнение или эпитет. Для этого необходим опыт вос-
приятия, но не безотчётный, а вдумчивый, сформированный на вы-
страивании ассоциаций.
К примеру, работу
с метафорой в стихотворении Ф.И. Тютче-
ва «Весенняя гроза» можно организовать следующим образом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Ребята, как вы представляете эту картину? Воссоздайте в своем во-
ображении день, о котором говорит поэт. Может быть, он и вам знаком?
(Ответы могут быть разные.)
А что такое «перлы дождевые»? Как вы понимаете? Заглянем в тол-
ковый словарь. Оказывается, перлэто жемчужина. Перлслово устарев-
шее, потому более загадочное, чем жемчужина. Согласны? Так что же такое
перлы дождевые?
(Ответ.)
Значит, капелька дождя сравнивается с жемчу-
жиной. Ребята, обратите внимание, мы не сразу открыли это сравнение. Да
это и не удивительно, ведь оно не поверхностное, не на виду. Поэт как буд-
то загадал загадку и предложил нам её разгадать. Давайте вчитаемся в
тайну этого скрытого сравнения до конца: «Повисли перлы дождевые
, и
солнце нити золотит».
Как вы понимаете эту строчку? Что мыслится под словом «нити»?
(Дети ищут ответ самостоятельно.)
Действительно, речь идёт о солнечном дожде. Как вам кажется, это
красиво? А образ дождя, созданный поэтом, равен по красоте настоящему
дождю, освещённому солнцем, уступает ему или превосходит его?
Именно в ходе подобных рассуждений при обращении к ху-
дожественному слову накапливается опыт его восприятия. Основы-
      Значит, осмысливая художественный образ, его значение,                        Разговор о художественном образе носит универсальный ха-
суть, ребёнок одновременно осмысливает устройство мира, связь                рактер, он может предшествовать изучению самых разных вопро-
человека с действительностью, как бы осваивает иной, более строй-            сов, к примеру, художественной речи.
ный ритм жизни.                                                                     Вообще, о любых литературоведческих терминах предпочти-
      Говорить с детьми о художественном образе, как и о многом              тельно говорить на уроке чтения, отталкиваясь не от теории, а от
другом, нужно просто, по возможности избегая терминологии. Спе-              самого литературного материала. Постоянное обращение к приме-
цифика начального обучения в его этапности. Освоение материала               рам метафоры вырабатывает алгоритм её восприятия, в котором
осуществляется в несколько подходов, поэтому объём сведений                  главное – не определение термина, а ощущение метафоричности
следует расширять поэтапно.                                                  языка. Это методика работы с образным словом накопительного ха-
      Первоначально о художественном образе (допуская опреде-                рактера. Ребёнок не в состоянии вдруг понять, что такое метафора,
лённую степень условности, ведь речь не идёт о конкретном уроке в            поэтическое сравнение или эпитет. Для этого необходим опыт вос-
определённый период обучения) будет полезным сказать следую-                 приятия, но не безотчётный, а вдумчивый, сформированный на вы-
щее.                                                                         страивании ассоциаций.
       Можно создать художественный образ каждого предмета на земле.                К примеру, работу с метафорой в стихотворении Ф.И. Тютче-
Правда, это под силу не всем. Только художники могут это сделать. К при-     ва «Весенняя гроза» можно организовать следующим образом.
меру, все вы, ребята, видели берёзу. Вот она растёт и радует взгляд каждо-          Гремят раскаты молодые.
го человека. Мы ею любуемся и как-то не задумываемся, почему она есть               Вот дождик брызнул, пыль летит,
на свете, почему она такая, какой в ней смысл.
                                                                                    Повисли перлы дождевые,
       Давайте с вами попробуем ответить на прозвучавшие вопросы. Для
этого вспомните, пожалуйста, какие ощущения вы испытываете, гладя на                И солнце нити золотит.
                                                                                  Ребята, как вы представляете эту картину? Воссоздайте в своем во-
берёзу. Постарайтесь их выразить словами. (Ответы предполагаются
                                                                             ображении день, о котором говорит поэт. Может быть, он и вам знаком?
самые разные. По завершении размышления необходимо констати-
                                                                             (Ответы могут быть разные.)
ровать, что однозначного ответа на этот вопрос нет, но и неодно-                    А что такое «перлы дождевые»? Как вы понимаете? Заглянем в тол-
значные найти достаточно трудно.)                                            ковый словарь. Оказывается, перл – это жемчужина. Перл – слово устарев-
      А вот как поэт С. Есенин в своём стихотворении «Белая берёза» го-      шее, потому более загадочное, чем жемчужина. Согласны? Так что же такое
ворит о ней. Прочтите стихотворение. Есть ли разница между нашими рас-       перлы дождевые? (Ответ.) Значит, капелька дождя сравнивается с жемчу-
суждениями и размышлениями поэта? Не кажется ли вам, что в стихотворе-       жиной. Ребята, обратите внимание, мы не сразу открыли это сравнение. Да
нии берёза как будто оживает? Перед нами уже не просто белоствольное         это и не удивительно, ведь оно не поверхностное, не на виду. Поэт как буд-
дерево, а его образ, полный смысла, значения. Какой берёзу ощущает по-       то загадал загадку и предложил нам её разгадать. Давайте вчитаемся в
эт? Находит ли С. Есенин связь между нею и всем окружающим миром? В          тайну этого скрытого сравнения до конца: «Повисли перлы дождевые, и
чём она? (Работа с текстом, нахождение обозначенных связей: «бе-             солнце нити золотит».
лая берёза под моим окном», «и стоит берёза в сонной тишине…»,                      Как вы понимаете эту строчку? Что мыслится под словом «нити»?
«а заря лениво, обходя кругом…».) Отличается взгляд художника от             (Дети ищут ответ самостоятельно.)
нашего взгляда? А в чём отличие? Поэт не просто описал словами берёзу, а           Действительно, речь идёт о солнечном дожде. Как вам кажется, это
показал её в связи со всем окружающим миром, в том числе и с собою. Он       красиво? А образ дождя, созданный поэтом, равен по красоте настоящему
создал её образ, и мы теперь смотрим на берёзу его глазами, принимаем        дождю, освещённому солнцем, уступает ему или превосходит его?
его точку зрения. Значит, художник преображает предмет, открывает его             Именно в ходе подобных рассуждений при обращении к ху-
значение, связь со всем миром.                                               дожественному слову накапливается опыт его восприятия. Основы-

                                    5                                                                            6