Избыточный вес тела. Причины возникновения. Способы определения. Средства и методы профилактики и коррекции. Рубцова И.В - 5 стр.

UptoLike

5
Гален , и содержится жир, принимать горячие ванны, а потом снова тщательно
вытираться и разминаться . После этого пациентам разрешался
малопитательный ужин . Толстых римлян он посылал на работы в сельскую
местность , где заставлял их копать , косить и выполнять другую тяжелую
физическую работу . Большое значение Гален придавал бегу и физическим
упражнениям. В своем капитальном труде "Искусство возвращать здоровье" он
пишет: "Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным
посредством упражнений" (Пропастин Г .Н ., 1983).
А в Древней Спарте существовал определенный идеал мужской красоты .
Тот, кто его нарушал (полнел ), должен был предстать перед судом старейшин и
подвергался штрафу до тех пор, пока не входил в норму . По другим источникам
ожиревших воинов подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города. А
поваров, если они начинали готовить изощренно, изысканно, вкусно,
сбрасывали со скалы .
Эпитафией людям, погибшим не на поле брани, а из-за обжорства и лени,
звучат слова из стихотворения Феогнида ( VI в. до н . э.): "сытость чрезмерная
больше людей погубила, чем голод".
История также богата примерами , как нужно работать над собой , чтобы
быстрее и эффективнее сбросить лишний вес. Упоминания об этом
встречаются в источниках , датируемых еще несколькими тысячами лет назад.
Многие диеты далекого прошлого содержат простые советы : больше двигаться
и меньше есть жирного. Несколько позже появились более подробные
описания, что нужно есть , а чего надо избегать , если хочешь стать "легким и
тонким". Так , например, говорилось о том, что "вареные яйца, масло и хлеб
прибавят тебе солидности , а овощи и фрукты - легкости ".
Величайший арабский врач и мыслитель средневековья Авиценна все свои
методы по "избавлению от излишнего телесного жира" изложил в своем
фундаментальном труде "Каноны медицины". В нем говорится об умеренности
в еде и других жизненных радостях как о способе борьбы с ожирением: "Знай ,
что нет ничего хуже, чем переедать ...". Тучным Авиценна советует употреблять
пищу большего объема, но небольшой питательности . Помимо этого он
рекомендует "постоянное купание в бане перед едой ", "быстрые физические
упражнения", массаж , мочегонные и слабительные средства. Авиценна считал
неправильным употребление разной пищи в одно и то же время , так как в
желудке происходит перемешивание быстро- и трудноперевариваемых
веществ, в результате чего нарушается процесс пищеварения. Кроме того, при
разнообразной пище легче переесть , чем при употреблении за одну еду
однообразных продуктов (Синяков А . Ф . 1995).
Со времен образования Киевской Руси - VIII-IХ вв. - дошли до нас
интереснейшие литературные памятники - апокрифы, где много места
отводилось диетическим предписаниям. В своеобразной энциклопедии, в
"Изборнике Святослава", можно найти немало сведений по диететике
(Кудашева В ., 1988). Особенно подчеркивалось огромное значение овощей в
питании человека. Также в "Изборнике" давались советы и рекомендации,
                                          5
Г ален , и содержится жир, прин имать горячие ван н ы , а потом сн ова тщ ательн о
вы тираться       и размин аться.       П осле этого пациен там разреш ался
малопитательн ы й у жин . Т олсты х римлян он посы лал н а раб оты в сельску ю
местн ость, где заставлял их копать, косить и вы полн ять дру гу ю тяжелу ю
ф изическу ю раб оту . Больш ое зн ачен ие Г ален придавал б егу и ф изическим
у пражн ен иям. В своем капитальн ом тру де"И ску сство возвращ ать здоровье" он
пиш ет: "Т ы сячи и ты сячи раз возвращ ал я здоровье своим б ольн ы м
посредствому пражн ен ий" (П ропастин Г .Н ., 1983).
       А в Д ревн ей С парте су щ ествовал определен н ы й идеал му жской красоты .
Т от, кто его н ару ш ал (полн ел), должен б ы л предстать перед су домстарейш ин и
подвергался ш траф у до тех пор, покан евх одил вн орму . П одру гимисточн икам
ожиревш их воин овподвергали телесн ы мн аказан иямили изгон яли из города. А
поваров, если он и н ачин али готовить изощ рен н о, изы скан н о, вку сн о,
сб расы вали со скалы .
       Э питаф ией лю дям, погиб ш им н е н а поле б ран и, а из-за об жорства и лен и,
зву чат слова из стих отворен ия Ф еогн ида ( VI в. до н . э.): "сы тость чрезмерн ая
б ольш елю дей погу б ила, чемголод".
       И стория также б огата примерами, как н у жн о раб отать н ад соб ой, чтоб ы
б ы стрее и эф ф ективн ее сб росить лиш н ий вес. У помин ан ия об этом
встречаю тся в источн иках , датиру емы х ещ е н есколькими ты сячами лет н азад.
М н огиедиеты далекого прош лого содержатпросты есоветы : б ольш едвигаться
и мен ьш е есть жирн ого. Н есколько позже появились б олее подроб н ы е
описан ия, что н у жн о есть, а чего н адо изб егать, если х очеш ь стать "легким и
тон ким". Т ак, н апример, говорилось о том, что "варен ы е яйца, масло и х леб
приб авяттеб есолидн ости, аовощ и и ф ру кты - легкости".
       В еличайш ий араб ский врач и мы слитель средн евековья Авицен н авсесвои
методы по "изб авлен ию от излиш н его телесн ого жира" изложил в своем
ф у н дамен тальн ом тру де "Кан он ы медицин ы ". В н ем говорится об у мерен н ости
в еде и дру гих жизн ен н ы х радостях как о способ е б орьб ы сожирен ием: "Зн ай,
что н етн ичего х у же, чемпереедать...". Т у чн ы мАвицен н асовету ету потреб лять
пищ у б ольш его об ъ ема, н о н еб ольш ой питательн ости. П омимо этого он
рекомен ду ет "постоян н ое ку пан ие в б ан е перед едой", "б ы стры е ф изические
у пражн ен ия", массаж, мочегон н ы е и слаб ительн ы е средства. Авицен н а считал
н еправильн ы м у потреб лен ие разн ой пищ и в одн о и то же время, так как в
желу дке происх одит перемеш иван ие б ы стро- и тру дн оперевариваемы х
вещ еств, в резу льтате чего н ару ш ается процесс пищ еварен ия. К роме того, при
разн ооб разн ой пищ е легче переесть, чем при у потреб лен ии за одн у еду
одн ооб разн ы х проду ктов(С ин яковА.Ф . 1995).
       С о времен об разован ия К иевской Ру си - VIII-IХ вв. - дош ли до н ас
ин тересн ейш ие литерату рн ы е памятн ики - апокриф ы , где мн ого места
отводилось диетическим предписан иям. В своеоб разн ой эн циклопедии, в
"И зб орн ике С вятослава", можн о н айти н емало сведен ий по диететике
(К у даш ева В ., 1988). О соб ен н о подчеркивалось огромн ое зн ачен ие овощ ей в
питан ии человека. Т акже в "И зб орн ике" давались советы и рекомен дации,