Практика англоязычной межкультурной коммуникации. Залялеева А.Р. - 19 стр.

UptoLike

Составители: 

20
мая. Все традиционные элементы сабантуя - борьба курэш и конные скачки -
типичные обычаи кочевников, которым было чуждо земледелие.
Суть изначального сабантуя - в утверждении права юноши на женитьбу
на избраннице своего сердца. В условиях феодального строя с его сильны-
ми пережитками родовых традиций сабантуй был далеко не развлекатель-
ным праздником. Юноша из простого сословия, не выдерживавший испыта-
ний, навлекал позор на себя и весь свой род и лишался права взять в жены
любимую девушку.
Обряды-испытания сабантуя непрерывно изменялись под влиянием
общественного развития. Интересно, что в доисламский период у предков
булгар, не знавших еще женского неравноправия, состязались друг с дру-
гом непосредственно юноша и девушка. Нередко джигиты-язычники выхо-
дили из такого поединка с бледным видом. Ведь у кочевников женщины за-
нимались теми же работами, что и мужчины, даже воевали и поэтому часто
не уступали им в силе. В эпическом сказании "Шан кызы дастаны" ("Сказа-
ние о дочери Шана") легендарный Иджик побеждает свою невесту-
богатыршу только при помощи языческих духов-алпов.
Под влиянием мусульманства, препятствующего мирскому общению
мужчин и женщин, девушка была постепенно выведена из борьбы. Вместо
нее на борцовский майдан стал выходить кто-либо из ее родственников-
мужчин. Труднее было муллам отстранить женщин от участия в скачках.
Скачки назывались "кыз-куу" - "догони девушку". В этом поединке юноша
должен был настичь свою избранницу. В случае неудачи уже девушка пре-
следовала и нещадно стегала парня нагайкой, пытаясь сбить с его головы
шапку (потеря шапки считалась наибольшим позором для мужчины).
В ордынский период (середина XIII - начало XV века) у булгар Казанско-
го края "кыз куу" сменяется скачкой одних только мужчин. В период жесточай-
шей исламской реакции (XVII - XVIII века) курэш приобретает вид силовой
борьбы мужчин. Превращается в редкое и развлекательное зрелище "кыз
куу". Если в Башкирии женщинам еще разрешалось присутствовать на сабан-
туе, то в Казанской губернии участниками праздника были только мужчины.
Но свадебный характер сабантуя несмотря на эти гонения все же со-
хранился. Победитель состязания становился почетным и желанным жени-
хом. Сам сабантуй начинался со сбора подарков в домах молодоженов, об-
разовавших семьи после предыдущего праздника. Примечательная деталь
сабантуя - полотенца (на призовых местах и в руках борцов) - также в про-
шлом были свадебным символом. Сохранилась и традиция вручения побе-
дителям барана. Современный батыр, подымающий над головой отчаянно
блеющее животное, не задумывается над тем, что делает это в память о
победе легендарного булгарского богатыря Аудон-Дуло над алпом Бара-
ном, пытавшимся помешать его женитьбе.
В XIX - начале XX века сабантуй стал постепенно обогащаться развле-
кательными мотивами. Появились на майдане игры, шутливые соревнова-
ния. Стали приглашаться гости из русских, чувашских. мордовских, марий-
ских, удмуртских сел. При этом борьба и скачка остаются важнейшими де-
талями праздника. Правда, почти утратил силу народного закона старый
обычай не употреблять на сабантуе горячительные напитки.
                                     20

мая. Все традиционные элементы сабантуя - борьба курэш и конные скачки -
типичные обычаи кочевников, которым было чуждо земледелие.
      Суть изначального сабантуя - в утверждении права юноши на женитьбу
на избраннице своего сердца. В условиях феодального строя с его сильны-
ми пережитками родовых традиций сабантуй был далеко не развлекатель-
ным праздником. Юноша из простого сословия, не выдерживавший испыта-
ний, навлекал позор на себя и весь свой род и лишался права взять в жены
любимую девушку.
      Обряды-испытания сабантуя непрерывно изменялись под влиянием
общественного развития. Интересно, что в доисламский период у предков
булгар, не знавших еще женского неравноправия, состязались друг с дру-
гом непосредственно юноша и девушка. Нередко джигиты-язычники выхо-
дили из такого поединка с бледным видом. Ведь у кочевников женщины за-
нимались теми же работами, что и мужчины, даже воевали и поэтому часто
не уступали им в силе. В эпическом сказании "Шан кызы дастаны" ("Сказа-
ние о дочери Шана") легендарный Иджик побеждает свою невесту-
богатыршу только при помощи языческих духов-алпов.
      Под влиянием мусульманства, препятствующего мирскому общению
мужчин и женщин, девушка была постепенно выведена из борьбы. Вместо
нее на борцовский майдан стал выходить кто-либо из ее родственников-
мужчин. Труднее было муллам отстранить женщин от участия в скачках.
Скачки назывались "кыз-куу" - "догони девушку". В этом поединке юноша
должен был настичь свою избранницу. В случае неудачи уже девушка пре-
следовала и нещадно стегала парня нагайкой, пытаясь сбить с его головы
шапку (потеря шапки считалась наибольшим позором для мужчины).
       В ордынский период (середина XIII - начало XV века) у булгар Казанско-
го края "кыз куу" сменяется скачкой одних только мужчин. В период жесточай-
шей исламской реакции (XVII - XVIII века) курэш приобретает вид силовой
борьбы мужчин. Превращается в редкое и развлекательное зрелище "кыз
куу". Если в Башкирии женщинам еще разрешалось присутствовать на сабан-
туе, то в Казанской губернии участниками праздника были только мужчины.
      Но свадебный характер сабантуя несмотря на эти гонения все же со-
хранился. Победитель состязания становился почетным и желанным жени-
хом. Сам сабантуй начинался со сбора подарков в домах молодоженов, об-
разовавших семьи после предыдущего праздника. Примечательная деталь
сабантуя - полотенца (на призовых местах и в руках борцов) - также в про-
шлом были свадебным символом. Сохранилась и традиция вручения побе-
дителям барана. Современный батыр, подымающий над головой отчаянно
блеющее животное, не задумывается над тем, что делает это в память о
победе легендарного булгарского богатыря Аудон-Дуло над алпом Бара-
ном, пытавшимся помешать его женитьбе.
      В XIX - начале XX века сабантуй стал постепенно обогащаться развле-
кательными мотивами. Появились на майдане игры, шутливые соревнова-
ния. Стали приглашаться гости из русских, чувашских. мордовских, марий-
ских, удмуртских сел. При этом борьба и скачка остаются важнейшими де-
талями праздника. Правда, почти утратил силу народного закона старый
обычай не употреблять на сабантуе горячительные напитки.