ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
22
Волжско-Камской Булгарии (X-XV) и Казанского ханства (XV - XVI) и восходит
к средневолжскому варианту так называемой салтовской (болгаро-аланской)
культуры. Синтез древнего искусства кочевых болгар и оседлых алан отра-
зил в себе и достижения культуры эллинизированных городов Северного
Причерноморья, а также Закавказья и Ирана. В нем сохранился и архаиче-
ский пласт, связанный с культурой народов Южной Сибири и Центральной
Азии (восточноазиатских гунно-болгар и сако-масагетских племен).
Возникновение Булгарского государства на обломках родоплеменного
объединения, минуя рабовладельческий строй, обусловило тесную связь
культуры господствующих классов с мифологическими представлениями
народа, которые внесли в прикладное творчество волжских булгар поэтиче-
ское начало и реалистическую образность. С другой стороны, значитель-
ным было и влияние ислама, официально принятого Булгарией в 922 году.
Образы доисламской мифологии в прикладном искусстве - изображения
животных, птиц, иногда человека в характерной орнаментальной стилиза-
ции и мелкой пластике (изделия из кости и металла, керамика). И лишь с
конца XII - начала XIII века под влиянием ислама зооморфная тематика
стала заменяться цветочно-растительной орнаментацией, и "цветочный
стиль" с его живописной системой и условным воспроизведением мира в
формах растительного узора постепенно стал в декоративном искусстве
явлением всепроникающим.
Новый этап в истории искусства связан с включением в состав Золотой
Орды Булгарии, принявшей на себя в 1236 году первый натиск войск Чин-
гисхана. Однако покорение, которое имело большие разрушительные по-
следствия, не изменило традиционного характера культуры, религию, осно-
вы феодального строя. В ХIII-ХIV веках значительно расширяется роль Бул-
гарского государства в международных торгово-экономических связях
(здесь проходили торговые пути, связывающие Восточную Европу со Сред-
ней и Передней Азией, Кавказом, Китаем, северными странами), а его сто-
лица - город Булгар Великий становится одним из крупных культурных цен-
тров Поволжья, "золотым троном" джучидских ханов.
Расцвет булгарских городов способствовал оживлению строительства
монументальных сооружений (дворцовых построек, мечетей, караван-
сараев, мавзолеев, общественных бань и др.), расширению ремесленниче-
ства, развитию культуры, науки и искусства. Город Булгар в ХIII-ХIV веках
представлял собой гигантский для того времени градостроительный ком-
плекс, от которого даже в 1722 году - времени посещения его Петром I - со-
хранилось около семидесяти белокаменных зданий. До наших дней дошли
в основном произведения городских ремесленников-торевтов, ювелиров,
резчиков по кости и камню, керамистов и отчасти булгарских строителей и
зодчих, создавших выразительные монументальные сооружения, украшен-
ные резьбой, росписью, мозаикой. В них наряду со специфически местными
чертами проявляется общность художественных принципов искусства на-
родов, входивших в состав Золотой Орды.
С распадом Золотой Орды Волжская Булгария теряет свое былое зна-
чение и после ряда предпринятых против нее походов сходит с историче-
ской арены. На смену ей приходит Казанское ханство со столицей Казанью,
о существовании которой как центра одного из булгарских феодальных
22 Волжско-Камской Булгарии (X-XV) и Казанского ханства (XV - XVI) и восходит к средневолжскому варианту так называемой салтовской (болгаро-аланской) культуры. Синтез древнего искусства кочевых болгар и оседлых алан отра- зил в себе и достижения культуры эллинизированных городов Северного Причерноморья, а также Закавказья и Ирана. В нем сохранился и архаиче- ский пласт, связанный с культурой народов Южной Сибири и Центральной Азии (восточноазиатских гунно-болгар и сако-масагетских племен). Возникновение Булгарского государства на обломках родоплеменного объединения, минуя рабовладельческий строй, обусловило тесную связь культуры господствующих классов с мифологическими представлениями народа, которые внесли в прикладное творчество волжских булгар поэтиче- ское начало и реалистическую образность. С другой стороны, значитель- ным было и влияние ислама, официально принятого Булгарией в 922 году. Образы доисламской мифологии в прикладном искусстве - изображения животных, птиц, иногда человека в характерной орнаментальной стилиза- ции и мелкой пластике (изделия из кости и металла, керамика). И лишь с конца XII - начала XIII века под влиянием ислама зооморфная тематика стала заменяться цветочно-растительной орнаментацией, и "цветочный стиль" с его живописной системой и условным воспроизведением мира в формах растительного узора постепенно стал в декоративном искусстве явлением всепроникающим. Новый этап в истории искусства связан с включением в состав Золотой Орды Булгарии, принявшей на себя в 1236 году первый натиск войск Чин- гисхана. Однако покорение, которое имело большие разрушительные по- следствия, не изменило традиционного характера культуры, религию, осно- вы феодального строя. В ХIII-ХIV веках значительно расширяется роль Бул- гарского государства в международных торгово-экономических связях (здесь проходили торговые пути, связывающие Восточную Европу со Сред- ней и Передней Азией, Кавказом, Китаем, северными странами), а его сто- лица - город Булгар Великий становится одним из крупных культурных цен- тров Поволжья, "золотым троном" джучидских ханов. Расцвет булгарских городов способствовал оживлению строительства монументальных сооружений (дворцовых построек, мечетей, караван- сараев, мавзолеев, общественных бань и др.), расширению ремесленниче- ства, развитию культуры, науки и искусства. Город Булгар в ХIII-ХIV веках представлял собой гигантский для того времени градостроительный ком- плекс, от которого даже в 1722 году - времени посещения его Петром I - со- хранилось около семидесяти белокаменных зданий. До наших дней дошли в основном произведения городских ремесленников-торевтов, ювелиров, резчиков по кости и камню, керамистов и отчасти булгарских строителей и зодчих, создавших выразительные монументальные сооружения, украшен- ные резьбой, росписью, мозаикой. В них наряду со специфически местными чертами проявляется общность художественных принципов искусства на- родов, входивших в состав Золотой Орды. С распадом Золотой Орды Волжская Булгария теряет свое былое зна- чение и после ряда предпринятых против нее походов сходит с историче- ской арены. На смену ей приходит Казанское ханство со столицей Казанью, о существовании которой как центра одного из булгарских феодальных
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- …
- следующая ›
- последняя »