Практика англоязычной межкультурной коммуникации. Залялеева А.Р. - 22 стр.

UptoLike

Составители: 

23
княжеств известно по русской летописи с середины XII века. Культура Ка-
занского ханства стояла на более высокой ступени развития. Основное со-
держание искусства этого времени выявляется по весьма немногим до-
шедшим до нас произведениям: каменным надгробным стелам с богатой
резной орнаментацией, изделиям из металла, ювелирным украшениям, ке-
рамике, в декорировке которых присутствуют черты "восточного" ("сель-
джукского") барокко - стиля, распространенного в искусстве Малой и Пе-
редней Азии, Азербайджана и отчасти Средней Азии.
Развитие художественных ремесел после присоединения края к России в
1552 году, в силу ряда исторических причин, происходило в сельских услови-
ях, в формах народного искусства, испытавшего сильное влияние прошлой
городской культуры. Центрами развития традиционных промыслов становятся
районы Заказанья, где еще в период Булгарского государства существовали
крупные поселения - Арск, Старый Ашит, Большие Менгеры, Сабы, Зюри, Кур-
са и другие. В них продолжали существовать многие традиционные виды ре-
месла - холодная обработка металла, ювелирное искусство, золотошвейная
вышивка, резьба по камню. Но из-за официального запрета исчезают мону-
ментальная архитектура, керамика, виды ремесла, связанные с горячей обра-
боткой металла. Во второй половине XVIII века возрождается городское ре-
месленничество в татарской части Казани, и происходит обратный процесс
влияния традиций народного искусства на профессиональное творчество го-
родских ремесленников. В середине XIX века декоративное искусство пере-
жило период наивысшего расцвета. Доказательством этому служат классиче-
ские образцы золотошвейной и тамбурной вышивки, ювелирного искусства,
мозаики из кожи, узорного ткачества, резьбы по камню.
Развитие художественной культуры во второй половине XVIII - середи-
не XIX века было обусловлено социально-экономическими и политическими
изменениями: развитием капитализма в России, появлением в промышлен-
ности мануфактурного производства. Возникают художественные промыс-
лы, которые в состоянии удовлетворить возросшие запросы населения на
их продукцию: производство узорной кожаной и валяной обуви, мужских и
женских золотошвейных головных уборов, безворсовых ковров, изготовле-
ние ювелирных украшений (сосредоточенное в основном в Казани и селах
Заказанья). Производство художественной продукции бытового назначения
становится одним из ведущих занятий населения многих татарских сел.
Бурное развитие промышленного капитализма в конце XIX- начале XX
века привело к постепенному падению художественного уровня изделий
промыслов. К тому же появившиеся противоречия социального характера
способствовали широкому распространению среди мастеров (в основном
сельских) отходничества. Ювелиры, сапожники (производящие мозаичную
обувь), плотники, портные в поисках заработков сотнями уходили в сосед-
ние области (к касимовским, астраханским татарам, татарам-мишарям,
башкирам), в оренбургскую, казахские степи, в Среднюю Азию и даже Си-
бирь. Естественно, это оказало большое влияние на распространение у жи-
вущих там народов изделий татарского художественного ремесла. В то же
время из-за отсутствия спроса на ряд художественных изделий к концу XIX -
началу XX века исчезают ковроткачество, войлоковаляние, отчасти резьба
                                    23

княжеств известно по русской летописи с середины XII века. Культура Ка-
занского ханства стояла на более высокой ступени развития. Основное со-
держание искусства этого времени выявляется по весьма немногим до-
шедшим до нас произведениям: каменным надгробным стелам с богатой
резной орнаментацией, изделиям из металла, ювелирным украшениям, ке-
рамике, в декорировке которых присутствуют черты "восточного" ("сель-
джукского") барокко - стиля, распространенного в искусстве Малой и Пе-
редней Азии, Азербайджана и отчасти Средней Азии.
     Развитие художественных ремесел после присоединения края к России в
1552 году, в силу ряда исторических причин, происходило в сельских услови-
ях, в формах народного искусства, испытавшего сильное влияние прошлой
городской культуры. Центрами развития традиционных промыслов становятся
районы Заказанья, где еще в период Булгарского государства существовали
крупные поселения - Арск, Старый Ашит, Большие Менгеры, Сабы, Зюри, Кур-
са и другие. В них продолжали существовать многие традиционные виды ре-
месла - холодная обработка металла, ювелирное искусство, золотошвейная
вышивка, резьба по камню. Но из-за официального запрета исчезают мону-
ментальная архитектура, керамика, виды ремесла, связанные с горячей обра-
боткой металла. Во второй половине XVIII века возрождается городское ре-
месленничество в татарской части Казани, и происходит обратный процесс
влияния традиций народного искусства на профессиональное творчество го-
родских ремесленников. В середине XIX века декоративное искусство пере-
жило период наивысшего расцвета. Доказательством этому служат классиче-
ские образцы золотошвейной и тамбурной вышивки, ювелирного искусства,
мозаики из кожи, узорного ткачества, резьбы по камню.
     Развитие художественной культуры во второй половине XVIII - середи-
не XIX века было обусловлено социально-экономическими и политическими
изменениями: развитием капитализма в России, появлением в промышлен-
ности мануфактурного производства. Возникают художественные промыс-
лы, которые в состоянии удовлетворить возросшие запросы населения на
их продукцию: производство узорной кожаной и валяной обуви, мужских и
женских золотошвейных головных уборов, безворсовых ковров, изготовле-
ние ювелирных украшений (сосредоточенное в основном в Казани и селах
Заказанья). Производство художественной продукции бытового назначения
становится одним из ведущих занятий населения многих татарских сел.
     Бурное развитие промышленного капитализма в конце XIX- начале XX
века привело к постепенному падению художественного уровня изделий
промыслов. К тому же появившиеся противоречия социального характера
способствовали широкому распространению среди мастеров (в основном
сельских) отходничества. Ювелиры, сапожники (производящие мозаичную
обувь), плотники, портные в поисках заработков сотнями уходили в сосед-
ние области (к касимовским, астраханским татарам, татарам-мишарям,
башкирам), в оренбургскую, казахские степи, в Среднюю Азию и даже Си-
бирь. Естественно, это оказало большое влияние на распространение у жи-
вущих там народов изделий татарского художественного ремесла. В то же
время из-за отсутствия спроса на ряд художественных изделий к концу XIX -
началу XX века исчезают ковроткачество, войлоковаляние, отчасти резьба