ВУЗ:
Составители:
Специалисты выделяют деловую игру как наиболее эффективный метод обучения и проверки степени
подготовленности студентов к решению профессиональных задач, смоделированных при помощи деловой игры.
Применение в обучении деловых игр способствует развитию у студентов навыков творческого решения проблемы,
способности обнаруживать новую информацию, умения применять полученные лекционные знания на практике. Это
достигается за счёт соединения в игре соревновательной составляющей, заинтересованности студентов в достижении
результата.
Деловая игра имеет ряд преимуществ перед другими методами активного обучения:
−
отвечает принципам соревнования;
−
основывается на реальности применяемых в игре данных при моделировании ситуации и необходимости принятия
решения;
−
разделение на команды или группы тренирует навыки взаимодействия и коммуникации в социуме;
−
формирует чувство ответственности за принимаемые решения;
−
заставляет учитывать интересы окружающих, в частности команды, при разрешении ситуации представленной в
игре;
−
увеличивает долю и роль самостоятельной работы в принятии решения.
Проведение деловых игр по курсу "Товароведение и экспертиза продовольственных товаров" является сложным и
результативным методом обучения.
Деловые игры способствуют выработке у студентов профессиональных качеств, необходимых для работы в
современных рыночных условиях специалиста товароведа, коммерсанта, обучают действовать и принимать компетентные
решения в конкретных профессиональных ситуациях, активизируют самостоятельную работу студентов по приобретению
знаний, умений и навыков в области товароведения продовольственных товаров.
Основными этапами при разработке и проведении занятия по средствам деловой игры являются: выбор темы и
проблемной ситуации игры, определение целей игры, разработка сценария, подготовительный этап, проведение игры,
заключительный этап игры.
Тема
деловой игры должна быть актуальна, т.е. отражать современные экономические отношения и затрагивать
реальные проблемы, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности специалиста товароведа или коммерсанта.
Специалисты выделяют два типа целей деловой игры: игровые и педагогические.
Игровая цель ставит перед студентами задачу успешного выполнения полученной роли, необходимых действий и задач,
принятия эффективных решений.
Педагогическая цель заключается в развитии профессионального, теоретического и практического мышления,
формировании системы отношений с людьми, овладении нравственными нормами, развитии общих и профессиональных
способностей и отношений друг к другу [2].
Составление
сценария игры – самый ответственный этап, от продуманности которого зависит степень эффективности
занятия и качество полученных профессиональных навыков.
Преподаватель должен чётко продумать:
−
правила проведения игры;
−
количество участников;
−
задачи, ставящиеся перед участниками;
−
действия, которые должны быть произведены;
−
результат, который должен быть получен.
Сценарий разрабатывается в зависимости от формы игры, так это может товарная экспертиза, производственное совещание,
приёмка товара и т.п.
Проведению игры должны предшествовать лекции по затрагивающимся в игре вопросам, которые должны обеспечить в
полном объёме необходимые теоретические знания студентов, при необходимости провести тестовый контроль для
определения степени подготовленности студентов.
Подготовительный этап обусловлен необходимостью информирования студентов о предстоящей игре. На этом этапе
студенты знакомятся с темой игры, получают необходимый раздаточный материал, сведения об источниках информации.
Желательно на занятии, предшествующем игре, разобрать теоретический материал, методические рекомендации, чтобы
студенты могли заранее оценить степень своей подготовленности и восполнить пробелы.
Перед началом деловой игры преподаватель должен подготовить необходимый инструментарий для проведения
занятия: справочный материал, образцы товаров, технические приспособления.
Исходя из сценария игры преподаватель может распределить роли на подготовительном этапе, что обеспечит более
глубокую проработку материала со стороны студентов, либо ознакомить их с отведёнными ролями непосредственно перед
игрой, что даст эффект внезапности для студента и более эффективно активизирует профессиональное мышление.
Проведение игры при необходимости должно проходить в специально оборудованных аудиториях или лабораториях.
Перед началом игры преподаватель инструктирует группу, объясняет правила проведения занятия, распределяет
отведённые роли, ставит задачи перед студентами.
В ходе игры преподаватель должен следить за её ходом, управлять деятельностью студентов, при необходимости
ориентировать студентов в нужном направлении, консультировать или корректировать их действия.
На заключительном этапе игры происходит обсуждение полученных результатов, анализ действий как группы, так и
отдельных студентов, разбираются допущенные ошибки.
Заключительный этап игры рекомендуется проводить в форме дискуссии, что увеличит активность студентов и
эффективность усвоения полученных профессиональных навыков.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »